Устав Ярославской области
Проект закона

Устав Ярославской области

  • Дата внесения : 13 апреля 2010
  • Входящий номер : 760
  • Субъект : ;

  • Профильный комитет : Комитет по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления
  • Статус : Принято Думой

Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносит

 

Губернатор Ярославской области

 

С.А. Вахруков

 

Устав
Ярославской области

 

Принят Ярославской областной Думой

«____»_____________ 2010 года

Ярославская областная Дума, руководствуясь статьей 66 Конституции Российской Федерации, основываясь на истории, традициях и культуре населения Ярославской области, признавая необходимость закрепления статуса Ярославской области и создания правовой основы ее всестороннего развития, принимает настоящий Устав.

Глава 1. Общие положения

Статья 1

1. Ярославская область находится в составе Российской Федерации и является субъектом Российской Федерации.

2. Статус Ярославской области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

3. Статус Ярославской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Ярославской области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 2

1. Территория Ярославской области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации.

2. Территория Ярославской области включает в себя поверхность суши и поверхность вод внутри сухопутных границ Ярославской области.

3. Границы между Ярославской областью и сопредельными субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Описание границ Ярославской области, включая картографические материалы, утверждается законом Ярославской области.

4. Административно-территориальное устройство Ярославской области устанавливается законом Ярославской области.

Административным центром Ярославской области является город Ярославль.

Статья 3

1. Общепризнанные права и свободы человека и гражданина непосредственно действуют на территории Ярославской области.

2. Органы государственной власти Ярославской области обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина.

Статья 4

1. Ярославская область имеет герб и флаг, а также вправе устанавливать иные официальные символы, отражающие исторические, культурные и иные традиции и особенности.

2. Официальные символы Ярославской области подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Официальные символы Ярославской области и порядок официального использования указанных символов устанавливаются законами Ярославской области.

Статья 5

1. Высшим непосредственным выражением власти граждан на территории Ярославской области являются референдум и свободные выборы.

2. Референдумы и выборы в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области проводятся в соответствии с федеральными законами и законами Ярославской области.

3. Обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подготовка и проведение выборов и референдумов в Ярославской области осуществляются Избирательной комиссией Ярославской области и иными избирательными комиссиями.

Статья 6

1. Государственную власть в Ярославской области осуществляют:

Ярославская областная Дума – законодательный (представительный) орган государственной власти Ярославской области;

Губернатор Ярославской области – высшее должностное лицо Ярославской области;

Правительство Ярославской области – высший исполнительный орган государственной власти Ярославской области;

иные органы исполнительной власти Ярославской области.

2. В Ярославской области в соответствии с федеральными законами и законами Ярославской области образуются иные государственные органы.

Статья 7

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Ярославская область обладает всей полнотой государственной власти.

Статья 8

1. Органы государственной власти Ярославской области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями, расположенными и действующими на территории Ярославской области, на основе сотрудничества и координации действий с учетом самостоятельности каждого органа в решении вопросов его компетенции.

2. Отношения органов государственной власти Ярославской области с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации на основе принципов равноправия, ответственности сторон и учета взаимных интересов в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития Ярославской области и соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статья 9

1. Органы государственной власти Ярославской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Ярославской области.

2. Органы государственной власти Ярославской области взаимодействуют с органами местного самоуправления в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области в интересах населения Ярославской области.

Статья 10

1. Органы государственной власти Ярославской области взаимодействуют с общественными объединениями, обеспечивают соблюдение их прав и законных интересов, оказывают поддержку их деятельности и регулируют предоставление им мер государственной поддержки.

2. В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Ярославской области и общественными объединениями в Ярославской области создается Общественная палата Ярославской области, порядок формирования, основные формы работы и порядок обеспечения деятельности которой определяются законом Ярославской области.

Статья 11

Органы государственной власти Ярославской области обеспечивают доступ населения Ярославской области к информации о своей деятельности в установленном порядке.

Статья 12

1. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Устав, законы Ярославской области и иные нормативные правовые акты Ярославской области.

2. Устав Ярославской области, законы Ярославской области и иные нормативные правовые акты Ярославской области подлежат обнародованию (официальному опубликованию) в порядке, установленном федеральным законом, настоящим Уставом и законом Ярославской области.

Статья 13

1. Нормативные правовые акты Ярославской области действуют на основе принципа верховенства правовых актов, обладающих более высокой юридической силой.

2. Устав Ярославской области обладает высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам Ярославской области.

Глава 2. Ярославская областная Дума

Статья 14

1. Ярославская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ярославской области.

2. Ярославская областная Дума состоит из 50 депутатов и избирается сроком на пять лет.

3. Ярославская областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Статья 15

1. Депутаты Ярославской областной Думы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. 25 депутатов Ярославской областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 25 депутатов – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

3. Днем голосования на выборах депутатов Ярославской областной Думы нового созыва является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий Ярославской областной Думы предыдущего созыва, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 16

1. Депутатом Ярославской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший на дату голосования возраста не менее 21 года.

2. Срок полномочий депутата Ярославской областной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Ярославской областной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Статья 17

1. Статус депутата Ярославской областной Думы регулируется федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области.

2. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются настоящим Уставом и законом Ярославской области.

3. В течение срока своих полномочий депутаты Ярославской областной Думы обязаны соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

Статья 18

1. Депутаты Ярославской областной Думы, являющиеся Председателем Ярославской областной Думы и заместителями Председателя Ярославской областной Думы, осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

2. Иные депутаты Ярославской областной Думы осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).

3. Число депутатов Ярославской областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Ярославской области и не может превышать половины от установленного числа депутатов.

Статья 19

1. Ярославская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

2. Ярославская областная Дума нового созыва собирается на первое заседание на тридцатый день со дня ее избрания в правомочном составе либо досрочно на основании указа Губернатора Ярославской области. С указанного дня полномочия Ярославской областной Думы предыдущего созыва прекращаются.

3. Первое заседание Ярославской областной Думы открывает старейший по возрасту депутат Ярославской областной Думы.

Статья 20

1. Заседание Ярославской областной Думы считается правомочным, если на нем присутствует более половины от числа избранных депутатов.

2. Правомочное заседание Ярославской областной Думы проводится не реже одного раза в три месяца.

3. Заседания Ярославской областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами Ярославской области, Регламентом Ярославской областной Думы.

4. Порядок проведения заседаний Ярославской областной Думы определяется Регламентом Ярославской областной Думы.

Статья 21

1. Ярославская областная Дума из своего состава избирает тайным голосованием Председателя Ярославской областной Думы и его заместителей. Число заместителей Председателя Ярославской областной Думы определяется Ярославской областной Думой.

2. Председатель Ярославской областной Думы и его заместители ведут заседания Ярославской областной Думы и ведают ее внутренним распорядком в соответствии Регламентом Ярославской областной Думы и установленным Председателем Ярославской областной Думы распределением обязанностей.

Председатель Ярославской областной Думы осуществляет руководство Ярославской областной Думой как юридическим лицом.

По вопросам организации деятельности Ярославской областной Думы Председатель Ярославской областной Думы издает распоряжения.

3. По инициативе не менее 25 процентов от установленного числа депутатов может быть проведено тайное голосование об освобождении от должности Председателя Ярославской областной Думы, его заместителей.

Статья 22

1. Ярославская областная Дума из своего состава образует постоянные рабочие органы – комитеты Ярославской областной Думы.

2. Ярославская областная Дума утверждает перечень, вопросы ведения и составы комитетов Ярославской областной Думы, избирает председателей комитетов и их заместителей.

3. Число комитетов Ярославской областной Думы не может быть более пяти.

Статья 23

1. Ярославская областная Дума принимает Регламент Ярославской областной Думы, самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка, организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

2. Ярославская областная Дума для обеспечения своей деятельности образует аппарат Ярославской областной Думы. Формирование аппарата Ярославской областной Думы и общее руководство его деятельностью осуществляет Председатель Ярославской областной Думы.

Статья 24

1. Ярославская областная Дума на своих заседаниях принимает законы Ярославской области и постановления Ярославской областной Думы.

2. Порядок внесения, рассмотрения и принятия законов Ярославской области и постановлений Ярославской областной Думы устанавливается настоящим Уставом, законами Ярославской области и Регламентом Ярославской областной Думы.

Статья 25

Ярославская областная Дума принимает Устав Ярославской области (поправки к нему) и осуществляет следующие полномочия в сфере законодательного регулирования:

1) утверждает областной бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Ярославской области, отчеты об их исполнении;

2) устанавливает порядок проведения выборов в Ярославскую областную Думу;

3) устанавливает порядок назначения и проведения референдума Ярославской области;

4) утверждает программы социально-экономического развития Ярославской области;

5) устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Ярославской области как субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

6) устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью Ярославской области;

7) утверждает заключение и расторжение договоров Ярославской области;

8) устанавливает административно-территориальное устройство Ярославской области и порядок его изменения;

9) устанавливает систему органов исполнительной власти Ярославской области;

10) устанавливает награды Ярославской области и определяет порядок награждения;

11) принимает законы по иным вопросам, относящимся к ведению и полномочиям Ярославской области как субъекта Российской Федерации.


Статья 26

Постановлениями Ярославской областной Думы:

1) принимается Регламент Ярославской областной Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;

2) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Ярославской области;

3) оформляется решение по ежегодному отчету Губернатора Ярославской области о результатах деятельности Правительства Ярославской области;

4) оформляется согласие на назначение на должность первого заместителя Губернатора Ярославской области;

5) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Ярославской области, первому заместителю Губернатора Ярославской области;

6) назначаются на должность мировые судьи Ярославской области;

7) назначается дата выборов в Ярославскую областную Думу;

8) назначается референдум Ярославской области в случаях, предусмотренных законом Ярославской области;

9) утверждается соглашение об изменении границ Ярославской области с иными субъектами Российской Федерации;

10) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

11) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным к ведению Ярославской областной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области.

Статья 27

1. Право законодательной инициативы в Ярославской областной Думе есть право внесения проектов законов Ярославской области (законопроектов) и поправок к ним.

2. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Ярославской областной Думы, Губернатору Ярославской области, представительным органам муниципальных образований Ярославской области и прокуратуре Ярославской области.

Право законодательной инициативы принадлежит также Избирательной комиссии Ярославской области по вопросам, входящим в ее компетенцию.

3. Законопроекты, внесенные в Ярославскую областную Думу Губернатором Ярославской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Статья 28

1. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Ярославской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Ярославской областной Думой по представлению Губернатора Ярославской области либо при наличии его заключения.

2. Заключение Губернатора Ярославской области представляется в Ярославскую областную Думу в течение двадцати календарных дней с момента поступления ее официального запроса.

Статья 29

1. Устав Ярославской области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

2. Законы Ярославской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Постановления Ярославской областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Проект закона Ярославской области рассматривается Ярославской областной Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Ярославской областной Думы.

Статья 30

1. Законы Ярославской области, принятые Ярославской областной Думой, направляются для обнародования Губернатору Ярославской области в течение десяти календарных дней со дня принятия.

2. Губернатор Ярославской области обязан обнародовать Устав Ярославской области, иной закон Ярославской области, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления.

Статья 31

1. В случае отклонения закона Ярославской области Губернатором Ярославской области отклоненный закон возвращается в Ярославскую областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

2. Отклоненный Губернатором Ярославской области закон Ярославской области может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

3. Закон Ярославской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Ярославской области и подлежит обнародованию в течение семи календарных дней с момента его поступления.


Статья 32

1. Ярославская областная Дума осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Ярославской области, исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Ярославской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Ярославской области.

2. Ярославская областная Дума заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Ярославской области о результатах деятельности Правительства Ярославской области, в том числе по вопросам, поставленным Ярославской областной Думой.

3. Ярославская областная Дума осуществляет контрольные полномочия на своих заседаниях, а также через образуемые ею рабочие и иные органы.

Статья 33

1. Ярославская областная Дума создает орган государственного финансового контроля – Контрольно-счетную палату Ярославской области.

2. Контрольно-счетная палата Ярославской области является государственным органом Ярославской области.

3. Полномочия, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области определяются законом Ярославской области.

Статья 34

1. Полномочия Ярославской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, установленных федеральным законом. При этом решение о самороспуске Ярославской областной Думы принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

2. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Ярославской областной Думы назначаются внеочередные выборы в Ярославскую областную Думу в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и законом Ярославской области.

Глава 3. Губернатор Ярославской области

Статья 35

Губернатор Ярославской области является высшим должностным лицом Ярославской области.

Статья 36

1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Ярославской области по представлению Президента Российской Федерации Ярославской областной Думой в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом, сроком на пять лет.

2. Губернатором Ярославской области может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3. Решение Ярославской областной Думы о наделении полномочиями Губернатора Ярославской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

Статья 37

1. Гражданин Российской Федерации осуществляет полномочия Губернатора Ярославской области со дня вступления в должность до дня истечения установленного срока полномочий либо до дня досрочного прекращения полномочий.

3. Полномочия Губернатора Ярославской области прекращаются досрочно в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 38

1. День вступления в должность Губернатора Ярославской области гражданина Российской Федерации, наделенного полномочиями Губернатора Ярославской области, определяется в соответствии с федеральным законом.

2. При вступлении в должность Губернатор Ярославской области приносит следующую присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации:

«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Ярославской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Ярославской области, всеми силами способствовать процветанию области и повышению благосостояния населения.».

3. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Ярославской областной Думы и членов Общественной палаты Ярославской области.

4. С момента принесения присяги Губернатор Ярославской области считается вступившим в должность.

5. После принесения присяги Председатель Ярославской областной Думы возлагает на Губернатора Ярославской области должностной знак Губернатора Ярославской области.

Статья 39

1. Гарантии деятельности Губернатора Ярославской области устанавливаются настоящим Уставом и законом Ярославской области.

2. В течение срока своих полномочий Губернатор Ярославской области обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с его деятельностью.


Статья 40

1. Губернатор Ярославской области:

1) представляет Ярославскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ярославской области;

2) определяет основные направления государственной политики Ярославской области;

3) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Ярославской областной Думой;

4) представляет в Ярославскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Ярославской области, в том числе по вопросам, поставленным Ярославской областной Думой;

5) вправе требовать созыва внеочередного заседания Ярославской областной Думы, а также созывать вновь избранную Ярославскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

6) вправе участвовать в работе Ярославской областной Думы с правом совещательного голоса;

7) согласовывает назначение на должность прокурора Ярославской области;

8) направляет в Ярославскую областную Думу представление о кандидатуре первого заместителя Губернатора Ярославской области;

9) назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Губернатора Ярославской области, заместителей Губернатора Ярославской области, руководителей органов исполнительной власти Ярославской области;

10) формирует Правительство Ярославской области, принимает решение об отставке Правительства Ярославской области;

11) образует аппарат Правительства Ярославской области;

12) определяет структуру органов исполнительной власти Ярославской области;

13) определяет органы исполнительной власти Ярославской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора), устанавливает их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности;

14) дает обязательные для исполнения поручения в адрес Правительства Ярославской области и его аппарата, иных органов исполнительной власти Ярославской области;

15) вправе отменять постановления Правительства Ярославской области и правовые акты иных органов исполнительной власти Ярославской области;

16) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Ярославской области с иными органами государственной власти Ярославской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Ярославской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

17) награждает наградами Ярославской области;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области.

2. Обеспечение реализации Губернатором Ярославской области его полномочий осуществляется аппаратом Правительства Ярославской области и иными органами исполнительной власти Ярославской области.

Статья 41

1. В случаях, когда Губернатор Ярославской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора Ярославской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Первый заместитель Губернатора Ярославской области назначается на должность Губернатором Ярославской области с согласия Ярославской областной Думы.

В случае трехкратного отклонения Ярославской областной Думой представленных кандидатур Губернатор Ярославской области назначает первого заместителя Губернатора Ярославской области самостоятельно.

3. В случае отсутствия или невозможности исполнения своих обязанностей первым заместителем Губернатора Ярославской области обязанности Губернатора Ярославской области исполняет иной заместитель Губернатора Ярославской области в соответствии с установленным распределением обязанностей.

4. Первый заместитель Губернатора Ярославской области, иной заместитель Губернатора Ярославской области при исполнении обязанностей Губернатора Ярославской области не вправе распускать Ярославскую областную Думу.

Статья 42

1. Губернатор Ярославской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Ярославской области издает указы и распоряжения.

2. Указы Губернатора Ярославской области издаются при определении основных направлений государственной политики Ярославской области, а также по вопросам, предусмотренным федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области, и вопросам нормативного правового регулирования, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи.

3. Распоряжения Губернатора Ярославской области издаются по вопросам организации деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, а также по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного правового характера.

4. Указы и распоряжения Губернатора Ярославской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Ярославской области.

Статья 43

1. Ярославская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Ярославской области в случаях, установленных федеральным законом.

Решение Ярославской областной Думы о недоверии Губернатору Ярославской области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Ярославской области от должности.

2. Ярославская областная Дума вправе выразить недоверие первому заместителю Губернатора Ярославской области в случае неудовлетворительной оценки его деятельности Ярославской областной Думой.

Решение Ярославской областной Думы о недоверии первому заместителю Губернатора Ярославской области направляется на рассмотрение Губернатора Ярославской области для решения вопроса об освобождении первого заместителя Губернатора Ярославской области от должности.

Статья 44

1. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, назначается временно исполняющий обязанности Губернатора Ярославской области.

2. Временно исполняющий обязанности Губернатора Ярославской области не вправе распускать Ярославскую областную Думу и вносить предложения об изменении настоящего Устава.

Глава 4. Правительство Ярославской области и иные органы исполнительной власти Ярославской области

Статья 45

1. В Ярославской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Ярославской области.

2. Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области.

3. Правительство Ярославской области формируется Губернатором Ярославской области в соответствии с настоящим Уставом и законом Ярославской области.

4. Правительство Ярославской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.


Статья 46

1. Руководителем Правительства Ярославской области является Губернатор Ярославской области.

2. Правительство Ярославской области состоит из первого заместителя Губернатора Ярославской области, заместителей Губернатора Ярославской области и иных членов Правительства Ярославской области.

Статья 47

1. Правительство Ярославской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ярославской области.

2. Правительство Ярославской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Ярославской области и иных нормативных правовых актов Ярославской области на территории Ярославской области.

Статья 48

Правительство Ярославской области:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает для представления Губернатором Ярославской области в Ярославскую областную Думу проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития Ярославской области;

3) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении областного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Ярославской области для представления Губернатором Ярославской области в Ярославскую областную Думу;

4) формирует иные органы исполнительной власти Ярославской области в порядке, установленном законом Ярославской области;

5) дает обязательные для исполнения поручения в адрес иных органов исполнительной власти Ярославской области;

6) управляет и распоряжается собственностью Ярославской области в соответствии с законами Ярославской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ярославской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ярославской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.


Статья 49

Правительство Ярославской области готовит для представления Губернатором Ярославской области в Ярославскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности. В отчеты в обязательном порядке включается информация по вопросам, поставленным Ярославской областной Думой.

Статья 50

1. Порядок деятельности Правительства Ярославской области определяется Регламентом Правительства Ярославской области, утверждаемым указом Губернатора Ярославской области.

2. Для обеспечения деятельности Правительства Ярославской области образуется аппарат Правительства Ярославской области в порядке, установленном настоящим Уставом и законом Ярославской области.

Статья 51

1. Для рассмотрения проектов программ социально-экономического развития Ярославской области и областных целевых программ, проектов областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Ярославской области, отчетов об их исполнении, а также ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства Ярославской области проводятся заседания Правительства Ярославской области.

На заседании Правительства Ярославской области могут быть рассмотрены иные вопросы по решению Губернатора Ярославской области.

2. Порядок проведения заседаний Правительства Ярославской области определяется Регламентом Правительства Ярославской области.

Статья 52

1. Правительство Ярославской области принимает постановления.

2. Постановления Правительства Ярославской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Ярославской области.

Статья 53

1. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом и настоящим Уставом, осуществляется отставка Правительства Ярославской области.

2. В случае отставки Правительства Ярославской области оно продолжает действовать до сформирования нового состава Правительства Ярославской области.

Статья 54

1. В систему органов исполнительной власти Ярославской области входят также иные органы исполнительной власти в соответствии с законом Ярославской области.

2. Структура органов исполнительной власти Ярославской области определяется Губернатором Ярославской области.

3. Органы исполнительной власти Ярославской области реализуют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг и государственному контролю (надзору).

4. Органы исполнительной власти Ярославской области обладают правами юридического лица, имеют гербовые печати.

Глава 5. Местное самоуправление

Статья 55

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ярославской области в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.

2. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа осуществляется законами Ярославской области.

3. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Ярославской области.

Статья 56

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Порядок проведения местных референдумов и муниципальных выборов в пределах полномочий, определенных федеральными законами, устанавливается законами Ярославской области.

3. В Ярославской области устанавливаются наименования:

представительного органа муниципального образования – Муниципальный Совет;

главы муниципального образования – Глава;

местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) – Администрация.

Статья 57

1. Вопросы местного значения муниципальных образований, а также права органов местного самоуправления муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, устанавливаются федеральным законом.

2. Законами Ярославской области органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, если это не противоречит федеральным законам.

Статья 58

1. По вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, принимаются муниципальные правовые акты.

2. Муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ярославской области, ведение которого осуществляется в порядке, установленном законом Ярославской области.

3. Правительство Ярославской области вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Ярославской области, а также вправе обратиться в суд.

Статья 59

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 60

Настоящий Устав вводится в действие законом Ярославской области о введении в действие Устава Ярославской области.

Губернатор

 

Ярославской области                                                                            С.А. Вахруков

 

«_____»_____________2010 г.

 

№_______

 

Пояснительная записка
к проекту Устава Ярославской области

В соответствии с положениями статей 5 и 66 Конституции РФ Ярославская область как субъект Российской Федерации должна иметь свой устав, определяющий статус Ярославской области.

Действующая редакция Устава Ярославской области была принята Государственной Думой области 23 мая 1995 года. Данная редакция Устава разрабатывалась на основе Конституции РФ и законодательных актов СССР и РСФСР, изданных до ее вступления в силу. За 14 лет действия Устава области произошли существенные изменения в федеральном законодательстве, в системе управления регионом (созданы Правительство и иные органы исполнительной власти Ярославской области, Контрольно-счетная палата и Общественная палата Ярославской области), в текст Устава было внесено 34 изменения, в результате которых данный документ утратил свое концептуальное единство.

Постановлением Губернатора области от 14.04.2009 № 158 была создана комиссия по разработке новой редакции Устава области, в состав которой вошли депутаты Ярославской областной Думы, представители муниципальных образований и Общественной палаты Ярославской области, органов исполнительной власти области. В работе комиссии приняли участие представители прокуратуры области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

Работе над текстом Устава области предшествовало обсуждение и утверждение его концепции. Основными принципами работы стали отказ от избыточного дублирования федерального законодательства, обеспечение достаточного правового регулирования в рамках компетенции Ярославской области как субъекта РФ, оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, диспозитивность правового регулирования с соблюдением самостоятельности ветвей власти по решению вопросов их внутреннего устройства и функционирования.

В ходе работы над проектом Устава был учтен накопленный опыт государственного управления как Ярославской области, так и других субъектов РФ, ревизии подвергнуты процедуры принятия управленческих решений, система взаимоотношений между органами государственной власти, статус и полномочия как органов власти, так и отдельных должностных лиц.

Проект Устава состоит из 60 статей, объединенных в 6 глав:

Глава 1«Общие положения» (статьи 1 – 13) определяет статус Ярославской области как субъекта Российской Федерации (территория, границы, символика области), систему органов государственной власти и государственных органов, их взаимоотношения с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества (в т.ч. с Общественной палатой Ярославской области), иерархию нормативных правовых актов Ярославской области.

Глава 2 «Ярославская областная Дума» (статьи 14 – 34) определяет статус, порядок формирования и деятельности, полномочия Ярославской областной Думы, виды и порядок принятия правовых актов Ярославской областной Думой, регулирует вопросы статуса депутата Ярославской областной Думы.

Проект Устава сохраняет принципы формирования Ярославской областной Думы, создает основу для профессиональной деятельности депутатского корпуса.

Предлагается установить, что Ярославская областная Дума состоит из 50 депутатов, которые избираются по смешанной системе. Проект в этой части соответствует Федеральному закону от 05.04.2010 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» (при численности избирателей Ярославской области в 1 млн. 69 тыс. чел. и возможном от 35 до 90 количестве депутатов).

Число депутатов взаимоувязано с принципами осуществления депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе либо без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Обязательное осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе предусматривается для депутатов, наделенных функциональными обязанностями по обеспечению деятельности Ярославской областной Думы и законодательного процесса: Председателя Ярославской областной Думы и его заместителей. Иные депутаты Ярославской областной Думы вправе осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). При этом число депутатов Ярославской областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Ярославской области и не может превышать половины от установленного числа депутатов.

Вопросы внутреннего устройства Ярославской областной Думы Устав относит к полномочиям Ярославской областной Думы, не определяя количество заместителей Председателя Ярославской областной Думы, перечень ее постоянных рабочих органов. При этом новацией проекта является изменение статуса постоянных рабочих органов Ярославской областной Думы. В соответствии с положениями статьи 22 проекта Ярославская областная Дума из своего состава образует комитеты Ярославской областной Думы, а не постоянные комиссии как в действующей редакции Устава области.

Нормы о числе депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной основе, и количестве комитетов в соответствии с проектом закона области «О введении в действие Устава Ярославской области» планируется распространить на созывы Ярославской областной Думы, избранные после введения в действие Устава Ярославской области в новой редакции.

Перечень полномочий Ярославской областной Думы уточнен в соответствии с действующим законодательством. Предусматривается создание Ярославской областной Думой органа государственного финансового контроля – Контрольно-счетной палаты Ярославской области, полномочия, порядок формирования и деятельности которой определяются законом Ярославской области.

Взаимодействие Ярославской областной Думы с Губернатором и органами исполнительной власти определяется в соответствии с действующим законодательством. При этом представительный орган участвует в назначении на должность и отстранении от должности первого заместителя Губернатора области. Данные вопросы решаются в главах 3 и 4 проекта Устава.

В целях оптимизации законодательного процесса изменен перечень субъектов законодательной инициативы. Для формирования единой позиции органов местного самоуправления, повышения роли представительных органов местного самоуправления и улучшения взаимодействия между исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований и органами исполнительной власти право инициативы закрепляется только за представительными органами муниципальных образований. Кроме того, сокращается с 30 до 20 дней срок представления Ярославской областной Думе заключений Губернатора по законопроектам.

Глава 3 «Губернатор Ярославской области» (статьи 35 – 44) определяет статус Губернатора как высшего должностного лица Ярославской области, его полномочия, порядок вступления в должность гражданина Российской Федерации, наделенного полномочиями Губернатора, иные вопросы назначения и освобождения от должности Губернатора, исполнения полномочий Губернатора в случае его отсутствия, определяются виды правовых актов Губернатора, решаются иные вопросы деятельности Губернатора.

Проектом Устава к полномочиям Губернатора как высшего должностного лица отнесены вопросы, установленные федеральным законодательством, в том числе по определению основных направлений государственной политики Ярославской области, обеспечению взаимодействия с Ярославской областной Думой, руководству системой органов исполнительной власти Ярославской области, решению кадровых вопросов в органах исполнительной власти, а также согласованию назначения на должность прокурора Ярославской области.

Предусматривается, что в случаях, когда Губернатор временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора области, который назначается на должность Губернатором области с согласия Ярославской областной Думы.

Ярославская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Ярославской области, первому заместителю Губернатора Ярославской области. Данное решение является основанием для рассмотрения вопроса об освобождении указанных лиц от должности.

Новацией Устава стало изменение видов правовых актов Губернатора. В целях отграничения постановлений Правительства от правовых актов Губернатора области предлагается издавать указы и распоряжения Губернатора. При этом установлено, что указы издаются при определении основных направлений государственной политики Ярославской области, а также по вопросам, предусмотренным федеральными законами, Уставом и законами Ярославской области, и вопросам нормативного правового регулирования; распоряжения – по вопросам организации деятельности органов исполнительной власти, а также по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного правового характера.

Глава 4 «Правительство Ярославской области и иные органы исполнительной власти Ярославской области» (статьи 45 – 54) определяет систему органов исполнительной власти Ярославской области во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти – Правительством Ярославской области, порядок формирования, деятельности и полномочия указанного органа.

Руководителем Правительства Ярославской области является Губернатор Ярославской области. Правительство состоит из первого заместителя Губернатора, заместителей Губернатора и иных членов Правительства Ярославской области.

Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ярославской области, формирует и руководит иными органами исполнительной власти, по вопросам, входящим в его компетенцию, Правительство издает постановления.

В новой редакции Устава предусматривается норма об отчетности Губернатора перед Ярославской областной Думой о деятельности Правительства.

Помимо Правительства области в систему органов исполнительной власти Ярославской области входят также иные органы исполнительной власти в соответствии с законом Ярославской области. Указанные органы реализуют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг и государственному контролю (надзору).

Глава 5 «Местное самоуправление» (статьи 55 – 59) регулирует вопросы местного самоуправления в рамках компетенции органов государственной власти Ярославской области, определенной Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Ярославской области в муниципальных образованиях, границы и статус которых определяются законом Ярославской области.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлены наименования представительных органов муниципальных образований (Муниципальный Совет), главы муниципального образования (Глава), местной администрации (Администрация). Данные наименования будут применяться по истечении срока полномочий указанных органов и должностных лиц, избранных до введения в действие новой редакции Устава Ярославской области.

Статьи 58 и 59 посвящены вопросам ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством, в т.ч. в случае издания противоречащих законодательству муниципальных правовых актов, предусматривается ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Ярославской области в порядке, установленном законом Ярославской области.

Глава 6 «Заключительные положения» (статья 60) предусматривает введение в действие Устава области отдельным законом о его введении в действие.

Указанный законопроект предусматривает отмену действующей редакции Устава Ярославской области и законов о внесении изменений в него, закона о введении в действие Устава области (с изменениями в него). Всего предполагается отменить 37 законодательных актов Ярославской области.

Проект закона Ярославской области «О введении в действие Устава Ярославской области» предусматривает, что введение в действие Устава не является основанием для прекращения и изменения сроков полномочий действующих Ярославской областной Думы и ее депутатов, Губернатора Ярославской области. Иные органы государственной власти Ярославской области, сформированные до введения в действие новой редакции Устава Ярославской области, также продолжают осуществлять свою деятельность.

Также установлено переходное положение, согласно которому до внесения изменений в законодательство Ярославской области Губернатор издает указы по вопросам, правовое регулирование которых в соответствии с законами Ярославской области должно осуществляться его постановлениями.

Срок приведения законодательства области и муниципальных правовых актов в соответствие с новой редакцией Устава области определен в шесть месяцев со дня его введения в действие.

Принятие Устава Ярославской области не повлечет увеличения расходов (снижения доходов) областного бюджета.

Перечень нормативных правовых актов Ярославской области,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием
Устава Ярославской области

В связи с принятием Устава области должны быть признаны утратившими силу законы Ярославской области от 23.05.1995 № 5-з «Устав Ярославской области» и от 23.05.1995 № 6-з «О порядке введения в действие Устава Ярославской области» с изменениями в них. Указанные законы предполагается отменить со дня введения в действие новой редакции Устава Ярославской области Законом области «О введении в действие Устава Ярославской области» (всего 37 законов области).

Потребуется внести изменения в следующие законы Ярославской области:

1) от 07.03.2001 № 16-з «О правовых актах Ярославской области»;

2) от 07.02.2002 № 8-з «О порядке осуществления народной правотворческой инициативы»;

3) от 17.10.2005 № 51-з «Об Избирательной комиссии Ярославской области»;

4) от 24.11.2008 № 55-з «О системе органов исполнительной власти Ярославской области»;

5) от 07.10.2008 № 50-з «Об Общественной палате Ярославской области»;

6) от 26.01.2000 № 5-з «О Контрольно-счетной палате Ярославской области».

Кроме того, потребуются редакционные изменения в 19 законов Ярославской области в связи с изменением вида правового акта, издаваемого Губернатором Ярославской области.

В целях обеспечения реализации положений новой редакции Устава дополнительно необходимо разработать и принять закон Ярославской области, регулирующий особенности статуса Губернатора Ярославской области как высшего должностного лица Ярославской области.

Помимо сказанного, должны быть внесены изменения в регламенты Ярославской областной Думы и Правительства области, иные правовые акты указанных органов власти.

Уставы муниципальных районов и городских округов (за исключением городского округа города Рыбинска) необходимо привести в соответствие с Уставом области в части наименований органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.

 

 

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1