Проект вносит
Депутат Ярославской областной Думы
А.Н. Кучменко
З А К О Н
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Ярославской области
«Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»
Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2014 года
Статья 1
Внести в Закон Ярославской области от 02.04.2013 № 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» ("Документ-Регион", N 24-а, 02.04.2013) следующие изменения:
«Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков в Ярославской области»;
«Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон) и в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» регулирует отдельные вопросы розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Ярославской области в пределах полномочий Ярославской области как субъекта Российской Федерации».
«Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.
Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
Слабоалкогольные тонизирующие напитки – газированные или негазированные напитки, в том числе энергетические, с содержанием этилового спирта от 1, 2 % до 9 % объема готовой продукции, содержащие кофеин в количестве не менее 0, 151 мг/куб.см. и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека.
Безалкогольные тонизирующие напитки – газированные или негазированные безалкогольные напитки, в том числе энергетические, содержащие кофеин в количестве не менее 0, 151 мг/куб.см. и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, за исключением чая, кофе и безалкогольных напитков на основе чайных и кофейных экстрактов».
«Статья 6. Ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков.
На территории Ярославской области не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков».
«Статья 7. Ограничения в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков.
На территории Ярославской области не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков:
6) статью 6 в редакции закона считать статьей с порядковым номером 8.
Статья 2.
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор
Ярославской области С.Н. Ястребов
«_____»_____________2014 г.
№_______
Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области
«О внесении изменений в Закон Ярославской области
«Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»
Проект закона «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» подготовлен с целью внесения в Закон области от 02.04.2013 № 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» (далее – Закон области) изменений, касающихся запрета розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков и ограничения продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Ярославской области.
Ежегодное увеличение потребления слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков в последнее время вызывает серьезные опасения. Ассортимент таких напитков, яркая реклама и ценовая политика способствуют увеличению аудитории потребителей, в том числе за счет молодежи.
Употребление энергетиков, как алкогольных, так и безалкогольных, вызывает проблемы с сердечно - сосудистой системой, бессонницей, утомлением, быстрым истощением ресурсов организма. Врачи указывают, что энергетики нельзя употреблять детям, беременным, кормящим женщинам, людям с повышенной нервной возбудимостью, гипертонической болезнью. Кроме того, подобные напитки могут вызывать зависимость, которая зачастую приводит к алкоголизму и психическим расстройствам.
Безалкогольные тонизирующие напитки содержат в себе тонизирующие компоненты в количестве, превышающем допустимый суточный уровень. Так предельно допустимое суточное потребление кофеина – не более 150 мл., а содержание кофеина в тонизирующих напитках составляет от 0, 151 мг/мл. до 0, 400 мг/мл. Статистика показывает, что молодые люди выпивают более одной упаковочной единицы тонизирующих напитков в день, а выпуск энергетиков производится в упаковках объемом от 250 мл и более.
Многие люди, которые уже пристрастились к безалкогольным тонизирующим напиткам, переходят к тонизирующим напиткам содержащим алкоголь. Комбинация энергетика с алкоголем может привести к опасным последствиям. Кофеин и алкоголь, содержащиеся в напитке, имеют противоположный эффект (кофеин активизирует организм, алкоголь расслабляет). В результате происходит износ сердца, который может повлечь смерть. Кроме того, энергетик способен замаскировать влияние алкоголя. В результате у человека ослабевает контроль за количеством выпитого.
Компетенция органа государственной власти субъекта по установлению полного запрета розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков прямо предусмотрена п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Относительно безалкогольных тонизирующих напитков в настоящее время на федеральном уровне вопрос розничной продажи не урегулирован. Однако с учетом п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.11.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы государственной власти субъекта вправе устанавливать на территории Ярославской области ограничения розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним и в определенных местах.
Во многих субъектах Российской Федерации подобные законы уже приняты. В Краснодарском крае антимонопольный орган совместно с производителем таурино- и кофеиносодержащих напитков ООО «Торнадо» пытался оспорить подобный закон Краснодарского края в Арбитражном суде. Однако ни Арбитражный суд субъекта, ни Федеральный Арбитражный суд Северо – Кавказского округа не отменил социально значимого закона. У нас есть все основания для принятия аналогичного закона.
Принятие законопроекта не повлечет за собой увеличение расходов (снижение доходов) областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.