Проект вносит
Прокурор Ярославской области
А.В. Алексеев
Закон
Ярославской области
О внесении изменений в Закон Ярославской области
«Об административных правонарушениях»
Принят
Ярославской
областной Думой
«____» _________ 20___ года
Внести в Закон Ярославской области от 03.12.2007 N 100-з «Об административных правонарушениях» («Губернские вести», 2007, 8 декабря, N 98; 2009, 5 февраля, N 12; «Документ-Регион», 2009, 27 ноября, N 28; 2009, 31 декабря, N 41-а) следующие изменения:
1) статью 4 после цифры «10,» дополнить цифрами «10 <1>,»;
2) пункт 3 статьи 8 после слов «административных комиссий» дополнить словами «, а также предусмотренных статьей 10 <1> настоящего Закона; »
3) главу 3 дополнить статьей 10 <1> следующего содержания:
«Статья 10 <1>. Неисполнение предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
1. Неисполнение в установленный срок законного предписания органа местного самоуправления (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. То же деяние, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. »;
4) главу 5 дополнить статьей 17 <1> следующего содержания:
«Статья 17 <1>. Нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований
1. Нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. То же деяние, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от шести тысяч до восьми тысяч рублей. »;
5) статью 25 <1> признать утратившей силу;
6) в приложении 1:
а) в тексте части 1 и части 2 слово «СУВДТ» заменить словом «СЛУВДТ», слово «ЛОВД» заменить словом «ЛОМ»;
б) в части 1:
пункты 1 и 2 после цифры «10,» дополнить цифрами «10 <1>,»;
пункты 3, 4, 5 и 8 после слов «предусмотренных статьями» дополнить цифрами «10 <1>,»;
в) в части 2:
пункт 1 после цифры «10,» дополнить цифрами «10 <1>,»;
пункты 2, 4, 9, 10, 11, 12 и 13 после слов «предусмотренных статьями» дополнить цифрами «10 <1>,».
Губернатор
Ярославской области
С.А. ВАХРУКОВ
г. Ярославль
«___»._______.20___
N ____- з
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Законопроект предусматривает установление на территории Ярославской области административной ответственности за два вида правонарушений:
- неисполнение предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ст. 10 <1> закона Ярославской области № 100-з «Об административных правонарушениях» от 03.12.2007 в предлагаемой редакции);
- нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований (ст. 17 <1> закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» в предлагаемой редакции).
Так, в соответствии со статьями 14-16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 03.11.2010) к вопросам местного значения муниципальных образований относится: осуществление муниципального лесного контроля и надзора, земельного контроля за использованием земель поселений и городских округов, контроля за исполнением муниципальных бюджетов - а также иные вопросы, в том числе, организация благоустройства и озеленения территорий.
Согласно ст. 7 ФЗ № 131 по вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления «несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ».
Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: «юридические лица, их руководители, иные должностные лица… индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители… не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля… несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».
Федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность лишь за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – ст. 19.5. КоАП РФ.
Законом ЯО № 100-з «Об административных правонарушениях» в действующей редакции установлена ответственность за неисполнение в срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль за соблюдением правил благоустройства (ст. 25 <1>).
Вопрос об установлении административной ответственности за неисполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный земельный, лесной и бюджетный контроль, в Ярославской области нормативно не урегулирован.
Между тем, указанные формы муниципального контроля на территории области применяются.
Соответствующими муниципальными нормативными актами (например: постановление мэра г. Ярославля № 1215 от 06.04.2010 г. «Об утверждении порядка осуществления муниципального лесного контроля и надзора»; решение Муниципального совета ГП Ростов № 262 от 11.03.2010 г. «Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле на территории ГП Ростов»; решение Думы Угличского МР № 124-а от 22.12.2005 «Об утверждении Положения и штатной численности контрольно-счетной палаты Думы «Угличского муниципального округа в действующей редакции»; постановление мэрии г. Ярославля № 2599 от 29.06.2010 «Об утверждении административного регламента проведения проверок юридических лиц и ИП при проведении муниципального контроля и т.д.) -
закреплены фактически декларативные нормы о том, что лица, не исполнившие в срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, подлежат ответственности в соответствии с законодательством.
Дополнение закона ЯО «Об административных правонарушениях» статьей 10 <1> «Неисполнение предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль» - позволит устранить соответствующий правовой пробел.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления муниципального контроля. Объективная сторона части 1 статьи 10 <1> выражается в неисполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление муниципального контроля. Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом (и принятыми во исполнение закона муниципальными правовыми актами) порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.
Объективная сторона части 2 статьи 10 <1> выражается в повторном совершении лицом в течение года того же правонарушения. Субъектами административного правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 1 и частью 2 данной статьи, являются умышленными.
В связи с дополнением закона ЯО «Об административных правонарушениях» статьей 10 <1>, охватывающей факты неисполнения предписаний, вынесенных по результатам любого вида муниципального контроля, статья 25<1> как частный случай данной нормы представляется излишней. Поэтому предлагается признать статью 25<1> утратившей силу.
Часть 1 ст. 23.1. и п. 1 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ наделяет полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания… органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)», должностных лиц органов внутренних дел, а полномочиями по рассмотрению данных дел - суды.
Предлагается по аналогии наделить полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10 <1> закона ЯО «Об административных правонарушениях», должностных лиц милиции общественной безопасности, такие же полномочия предоставить членам административных комиссий, а рассмотрение дел указанной категории возложить на мировые суды.
Последним, а также происшедшим переименованием Северного УВД на транспорте (СУВДТ) и его структурных подразделений – линейных отделов внутренних дел (ЛОВД), соответственно, в Северное линейное УВД на транспорте (СЛУВДТ) и линейные отделы милиции (ЛОМ), обусловлено предлагаемое изменение редакций статей 4, 8 закона ЯО № 100-з «Об административных правонарушениях» и приложения 1 к данному Закону.
Представительными органами большинства муниципальных образований на территории Ярославской области, в том числе городских округов г. Ярославля и г. Рыбинска, городских поселений Углич, Ростов, Тутаев, Мышкин и других, в рамках полномочий, предоставленных статьями 14-16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приняты правила благоустройства территорий муниципальных образований.
За нарушение ряда запретов, закрепленных в правилах благоустройства территорий указанных муниципальных образований (далее – Правила благоустройства), ответственность установлена КоАП РФ, в том числе: ст. 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»; ст. 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления…»; ст. 7.19. «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии…»; ст. 8.6. и 8.7. «Порча земель» и «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель… и охране почв»; ст. 12.21. «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки», ст. 20.1. «Мелкое хулиганство» и ст. 20.4. «Нарушение требований пожарной безопасности».
Главой 5 закона ЯО № 100-з «Об административных правонарушениях» также предусмотрена ответственность за: уличную торговлю в неустановленных местах; нарушение порядка размещения наружной информации; нарушение порядка проведения культурно-зрелищных, спортивных или иных мероприятий, неисполнение требований к содержанию коммуникаций; ненадлежащее содержание уличного, внутриквартального освещения; нарушение правил содержания домашних животных, нарушение требований сохранения; использования и охраны объектов культурного наследия, а также за размещение автотранспортных средств «на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями» (ст.ст. 18-25).
Между тем, за неисполнение некоторых обязанностей (нарушение запретов), установленных для граждан, должностных и юридических лиц Правилами благоустройства, административная ответственность на территории Ярославской области в настоящее время не предусмотрена.
К подобным, фактически не влекущим ответственности противоправным деяниям, относятся следующие:
- нарушение запрета мыть автомашины, мотоциклы, посуду, стирать белье у водозаборных колонок, во дворах и на улицах (п. 2.1.1. Правил благоустройства территории города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306; п. 2.1.1. Правил благоустройства территории Ярославского МО, утв. решением собрания представителей Ярославского МО № 13 от 15.07.2004);
- нарушение запрета подвешивать к деревьям гамаки и качели, веревки для сушки белья, вбивать в них гвозди (п. 2.1.1. Правил благоустройства территории города Ярославля);
- нарушение запрета «добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи» (п. 7.4. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории г. Тутаева, утв. решением Муниципального совета ГП Тутаев № 18 от 23.05.2007);
- нарушение запрета размещения на территории населенных пунктов брошенных и разукомплектованных транспортных средств (п. 2.1.1. Правил благоустройства территории Ярославского МО).
- неисполнение комплекса обязанностей по содержанию городских зеленых насаждений и надлежащему уходу за ними (раздел VI Правил благоустройства территории города Ярославля; п. 4.11. Правил благоустройства и санитарного содержания территории ГП Ростов, утв. решением Муниципального совета ГП Ростов № 53 от 09.11.2006; п. 7.4. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории г. Тутаева).
Дополнение закона ЯО «Об административных правонарушениях» статьей 17 <1>. «Нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований» - позволит устранить соответствующий правовой пробел и предусмотреть ответственность за нарушение любого правила благоустройства территории муниципального образования, ответственность за которое не установлена КоАП РФ и статьями 18-25 закона ЯО «Об административных правонарушениях».
Действующие в пределах Ярославской области правила благоустройства территорий муниципальных образований существенно различаются по объему закрепленных в них обязанностей (запретов), формулировкам, применяемым муниципальными законодателями, а также периодически дополняются новыми положениями.
Дополнение закона ЯО «Об административных правонарушениях» предлагаемой общей нормой статьи 17 <1> (а не нормой с перечнем противоправных деяний) отвечает существующей в области ситуации разноликости и мобильности муниципального законодательства в сфере благоустройства территорий.
Объективная сторона части 1 статьи 17 <1> выражается в действии или бездействии, состоящем в неисполнении Правил благоустройства территории муниципального образований, в пределах которого совершено правонарушение. Объективная сторона части 2 статьи 17 <1> выражается в повторном совершении лицом в течение года того же правонарушения. Субъектами административного правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 1 и частью 2 данной статьи, являются умышленными.
В силу ст. 5 и п. 3 ст. 8 закона ЯО «Об административных правонарушениях» дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17 <1>, уполномочены рассматривать административные комиссии, протоколы о соответствующих правонарушениях уполномочены составлять члены административных комиссий.
Предлагаемые законопроектом изменения основаны на закрепленных пунктом 1 ч. 1 ст. 1.3.1. КоАП РФ полномочиях субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях.
Необходимость внесения иных изменений, дополнений в региональное законодательство в результате принятия предлагаемого закона отсутствует.
Последствий в форме увеличения (уменьшения) доходов и расходов областного бюджета в результате принятия предлагаемого закона не усматривается.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Участие в заседании ГД при проведении «правительственного часа» на тему «О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства» (в режиме ВКС)