Проект вносит
Прокурор Ярославской области
А.В.Алексеев
ЗАКОН
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
Принят
Ярославской
областной Думой
«____» _________ 20___ года
Статья 1. Внести в Закон Ярославской области от 27.06.2007 N 55-з "О некоторых вопросах регулирования лесных отношений" ("Губернские вести", 2007, 29 июня, N 44-б; 25 декабря, N 105; 2008, 10 октября, N 87; "Документ-Регион", 2009, 13 октября) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) часть 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«Государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах осуществляются также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Ярославской области, в пределах полномочий указанных органов»;
б) абзац 1 части 2 изложить в следующей редакции:
«2. Переданные полномочия осуществляются органами государственной власти Ярославской области и подведомственными им государственными учреждениями за счет субвенций из федерального бюджета»;
2) пункт 4 части 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«4) непосредственно осуществляет переданные полномочия (за исключением полномочий, осуществление которых в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом относится к компетенции Губернатора Ярославской области, а также полномочий, осуществляемых государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Ярославской области)».
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
г. Ярославль
«___»._______.20___
N ____- з
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
С 01.01.2010 года на территории РФ вступили в силу положения пунктов 12 и 13 ст. 1 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 32-ФЗ от 14.03.2009 г. (далее – Федеральный Закон; ч. 1 ст. 12 Федерального Закона).
Данными пунктами изменены редакции статьи 96 («Государственный лесной контроль и надзор») и статьи 97 («Государственный пожарный надзор в лесах») Лесного кодекса РФ.
А именно: полномочиями по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, а также государственного пожарного надзора в лесах на территории субъектов РФ с 01.01.2010 г. наделены не только органы государственной власти субъектов РФ, но и «государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 настоящего кодекса»» (п. 2.1. ст. 96, п. 2 ст. 97 Лесного кодекса РФ).
В силу указанных положений закона и норм п. 6 ч. 1 ст. 83, п.п. 36, 37 ст. 81 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов и подведомственным данным органам государственным учреждениям не могут передаваться лишь полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора и государственного пожарного надзора в «лесах, расположенных на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий федерального значения».
Согласно п. 2.2. ст. 96 и п. 3 ст. 97 Лесного кодекса РФ особенности правового положения указанных государственных учреждений устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № 183 от 25.03.2010 г. («Российская газета», № 66 от 31.03.2010 г.) внесены изменения в Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее – Положение).
Норма абзаца 2 п. 3 Положения в новой редакции аналогична норме п. 2.1. ст. 96 Лесного кодекса РФ: полномочия указанных государственных учреждений в сфере государственного лесного контроля и надзора ограничены пределами полномочий государственного органа субъекта.
Таким образом, иных, кроме указанных в п.п. 36, 37 ст. 81 Лесного кодекса РФ, изъятий при осуществлении должностными лицами соответствующих государственных учреждений контрольно-надзорных функций в сфере лесных правоотношений – федеральным лесным законодательством не установлено.
В Ярославской области правоотношения по реализации отдельных полномочий РФ в сфере лесных отношений, переданные органам государственной власти субъекта, урегулированы законом ЯО № 55-з от 27.06.2007 г. «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений» (в ред. от 08.10.2009 г.)
Статья 3 закона ЯО № 55-з от 27.06.2007 г. ограничивает круг субъектов, которыми осуществляются отдельные государственные полномочия в сфере лесных отношений - исключительно органами государственной власти области.
Пункт 4 ч. 1 ст. 6 данного закона области закрепляет императивную норму, согласно которой орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере лесных отношений «непосредственно осуществляет переданные полномочия (за исключением полномочий, осуществление которых… относится к компетенции Губернатора ЯО)».
То есть, вопреки требованиям п. 2.1. ст. 96, п. 2 ст. 97 Лесного кодекса РФ в действующей редакции возможность осуществления переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочий по проведению государственного контроля и надзора государственными учреждениями, подведомственными органам власти области – специальным региональным законом не предусмотрена.
В силу ч. 1 ст. 2 Лесного кодекса РФ законы субъектов, регулирующие лесные отношения, должны соответствовать настоящему кодексу и другим федеральным законам.
Установлено, что фактически должностные лица лесничеств, подведомственных Департаменту лесного хозяйства Ярославской области, осуществляют государственный лесной контроль и надзор и полномочия государственных лесных инспекторов в силу пунктов 1.5., 3.1.6. Порядка деятельности лесничих на территории ЯО (утв. Постановлением Правительства ЯО № 180-п от 11.03.2009 г.).
На территории области функционирует порядка 15 государственных учреждений – лесничеств, подведомственных Департаменту лесного хозяйства ЯО (см.: п. 4 Постановления Правительства ЯО № 378-а от 10.09.2007 г. «О переименовании государственных учреждений ЯО (лесхозов) и внесении изменения в постановление Администрации области от 03.10.2001 № 141»).
Предложение законодательного закрепления утвердительной формулировки «Государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах осуществляются также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти… области» (вместо «могут осуществляться») - обусловлено соблюдением требований федерального антикоррупционного законодательства.
Так, согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ и подпунктам «б», «д» п. 7 постановления Правительства РФ № 196 от 05.03.2009 г. к коррупциогенным факторам, связанным с реализацией полномочия органа власти, относится в том числе, определение компетенции органа по формуле «вправе» путем диспозитивного установления возможности (а не обязанности) совершения действий в отношении граждан и организаций.
На основании изложенного, в целях приведения регионального лесного законодательства в соответствие с федеральным, а также законодательного закрепления определенных в подзаконном акте полномочий областных лесничеств по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере лесных правоотношений - предлагается к утверждению проект закона «О внесении изменений в закон Ярославской области «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений».
После издания соответствующего закона уполномоченному органу исполнительному власти в сфере лесных отношений – Департаменту лесного хозяйства области – следует разработать и утвердить перечень должностных лиц государственных учреждений-лесничеств, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах и являющихся государственными лесными инспекторами.
Необходимость внесения иных изменений, дополнений в региональное законодательство в результате принятия предлагаемого закона отсутствует.