Ярославская областная Дума
шестого созыва
Постановление
от | 28.06.2016 |
| № | 215 |
Об итогах мониторинга правоприменения
Закона Ярославской области от 06.05.2008
№ 20-з «О развитии малого и среднего
предпринимательства»
Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять Отчет к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Ярославской области:
1) рассмотреть возможность:
- установления соотношения софинансирования мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2016 – 2018 годы из бюджетов муниципальных районов, городских округов и областного бюджета Ярославской области как 10:90 для всех муниципальных образований, реализующих программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при наступлении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) разработать и представить в Ярославскую областную Думу комплекс мероприятий по устранению установленных в ходе мониторинга правоприменения Закона проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.
3. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы И.В. Осипова.
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от 28.06.2016 № 215
Отчет
об итогах мониторинга правоприменения
Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з
«О развитии малого и среднего предпринимательства»
1. Общие положения
Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», планом работы комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству, утвержденным решением комитета от 08.12.2015 № 82.
Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон).
Период проведения мониторинга – 2013-2015 годы.
Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству от 15.03.2015 № 19 (далее – рабочая группа).
Время проведения мониторинга – второй квартал 2016 года.
2. Цели и задачи мониторинга
Целью осуществления правового мониторинга является повышение качества Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, направленных на стимулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области.
Задачами правового мониторинга являются:
- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества Закона;
- выявление в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;
- выявление в Законе коррупциогенных факторов;
- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм Закона и принятых в связи с ним нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;
- выявление в Законе ошибок юридико-технического характера и их устранение;
- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия Закона, иных нормативных правовых актов Ярославской области.
3. Сведения о деятельности рабочей группы по проведению мониторинга
В соответствии с решением комитета в состав рабочей группы вошли:
А.Н. Кучменко – депутат Ярославской областной Думы, председатель рабочей группы;
П.А. Смирнов, А.Н. Тарасенков – депутаты Ярославской областной Думы;
А.А. Торцева – консультант-юрист отдела законотворчества и юридической экспертизы правового управления аппарата Ярославской областной Думы.
В деятельности рабочей группы принимали участие:
И.В. Кукина – начальник юридического отдела управления по взаимодействию с законодательными органами Правительства Ярославской области;
С.В. Кукушкин – начальник отдела содействия развитию предпринимательства и туризма управления делами мэрии города Ярославля;
А.О. Никитнев – заместитель председателя комитета правовой экспертизы и организационно-кадровой работы департамента инвестиционной политики Ярославской области;
А.В. Носкова – заместитель председателя комитета поддержки предпринимательства департамента инвестиционной политики Ярославской области;
И.Н. Петров – помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.
Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:
- разработаны и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления Ярославской области запросы о ходе реализации Закона и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;
- систематизированы поступившие на запросы ответы;
- подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области Закона, содержащая результаты, проблемы и пути их решения;
- проведена правовая оценка хода реализации норм Закона и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в него изменений;
- проанализирована практика рассмотрения споров судами общей юрисдикции Ярославской области и арбитражными судами.
За время проведения мониторинга рабочая группа провела два заседания.
4. Проведение мониторинга
Закон принят во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Мониторинг правоприменения Закона проведен за последние три года на территории Ярославской области на основе информации о результатах реализации Закона, предоставленной Правительством Ярославской области, муниципальными районами и городскими округами Ярославской области.
Для достижения поставленной в рамках мониторинга правоприменения Закона цели и решения обозначенных задач членами и участниками рабочей группы рассмотрены вопросы, касающиеся реализации полномочий Губернатора Ярославской области, Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства, взаимодействия на федеральном и региональном уровнях по вопросам предпринимательства, а также программа развития, инфраструктура и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, результаты реализации социально-экономической политики Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства.
4.1. Реализация полномочий Губернатора Ярославской области, Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства.
В рамках установленных Законом полномочий Губернатором Ярославской области и Правительством Ярославской области подготовлены и приняты все необходимые для реализации Закона подзаконные нормативные правовые акты, касающиеся установления уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области, создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований Ярославской области, создания координационного органа. К таковым подзаконным нормативным правовым актам относятся следующие постановления Правительства и Указ Губернатора Ярославской области:
1) постановление Правительства Ярославской области от 28.12.2011 № 1117-п «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий Фонду поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области»;
2) постановление Правительства Ярославской области от 07.12.2012 № 1387-п «Об утверждении Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на
2013 – 2015 годы» (от 11.02.2016 № 122-п на 2016 – 2018 годы);
3) постановление Правительства Ярославской области от 04.03.2015 № 216-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства»;
4) постановление Правительства Ярославской области от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года»;
5) стратегия развития малого и среднего бизнеса Ярославской области до 2025 года, утвержденная Стратегическим советом 7 апреля 2015 года;
6) постановление Правительства Ярославской области от 27.03.2014 № 257-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» на 2014-2020 годы»;
7) постановление Правительства Ярославской области от 31.03.2016 № 345-п «Об организации оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений в такие планы и годовых отчетов о закупке требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке»;
8) Указ Губернатора Ярославской области от 18.10.2011 № 454 «О Координационном совете по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области и признании утратившим силу Постановления Губернатора области от 02.03.1999 № 107».
Уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим реализацию социально-экономической политики Ярославской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определен департамент инвестиционной политики Ярославской области.
Правительством Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области созданы органы и организации инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, такие как:
1) Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Ярославской области;
2) государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)» (ранее – государственное казенное учреждение Ярославской области «Бизнес-инкубатор», далее – Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор);
3) промышленный парк «Мастер» в городском поселении Тутаев (далее – промышленный парк «Мастер»);
4) региональный интегрированный центр Ярославской области (ранее – Евро Инфо Корреспондентский Центр - Ярославская область);
5) Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области (микрофинансовая организация);
6) микрофинансовая организация межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области;
7) информационно-консультационные центры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных районов Ярославской области (в 10 муниципальных районах).
Функционируют следующие информационные ресурсы: единый портал государственных и муниципальных услуг для предоставления указанных услуг в электронной форме, Яринвестпортал, группы в социальных сетях «В Контакте» и «Facebook». Информация о формах и видах государственной поддержи размещается на сайтах организаций инфраструктуры.
Ведутся реестры субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства.
С 2015 года в каждом муниципальном образовании разработаны и реализуются «дорожные карты» в сфере малого и среднего предпринимательства.
4.2. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам предпринимательства.
В целях обеспечения взаимодействия в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Правительством Ярославской области и департаментом инвестиционной политики Ярославской области осуществляется многоуровневое сотрудничество:
- на межрегиональном и международном уровне в рамках реализации соглашений с Республиками Беларусь и Словения, с городами Москвой, Санкт-Петербургом, Вологодской, Костромской, Орловской областями, в ходе бизнес-миссий в Республиках Финляндии, Татарстане, Чехии;
- на федеральном уровне с Министерством экономического развития Российской Федерации;
- на областном уровне в ходе деятельности Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Ярославской области;
- на муниципальном уровне с администрациями муниципальных районов и городских округов Ярославской области.
Взаимодействие на федеральном уровне направлено на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в части получения из федерального бюджета средств на поддержку хозяйствующих субъектов. С этой целью департаментом инвестиционной политики Ярославской области ежегодно готовились и направлялись в Министерство экономического развития Российской Федерации документы для участия в федеральном конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Ярославская область в исследуемом периоде ежегодно признавалась победителем указанного конкурса и получила из федерального бюджета в бюджет области субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в объеме 497,6 млн. рублей, в том числе в 2013 году – 240,3 млн. рублей; в 2014 году – 106,7 млн. рублей; в 2015 году – 150,6 млн. рублей.
Внутриобластное взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства направлено на активизацию и расширение их деятельности, а также на оказание указанным субъектам государственной поддержки. Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики, рекомендаций органам исполнительной власти при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках деятельности Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области (далее – Совет). За период мониторинга правоприменения Закона проведено 11 заседаний Президиумов Совета, 12 заседаний Совета, 12 рабочих групп, 7 «круглых столов». Советом предложены новые программные продукты Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства: снижение ставки по выдаче микрозаймов с 8% – 15% в 2012 году до 5% – 11,5% в 2015 году, новые виды субсидий в рамках программ поддержки предприятий агропромышленного комплекса. Советом приняты решения по плану адаптации экономики области к условиям членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, созданию Евро Инфо Консультационного центра (в настоящее время Региональный интегрированный центр) для поддержки экспортно-ориентированных предприятий области, формированию мероприятий областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства, разработке ряда региональных законопроектов в сфере налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, схеме размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях области и др.
Эффективному внутриобластному взаимодействию субъектов малого и среднего предпринимательства способствует создание координационных советов по малому и среднему предпринимательству в муниципальных районах и городских округах, осуществляющих свою деятельность в вертикальной связи с областным Советом.
4.3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках мероприятий государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» подпрограммы Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на
2013 – 2015 годы, а также плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства и включала в себя все формы поддержки, определенные Законом:
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- информационная поддержка;
- консультационная поддержка;
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- поддержка молодежного предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, в области жилищно-коммунального хозяйства, инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической, сельскохозяйственной и иных видов деятельности.
Основная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Ярославской области осуществлялась в рамках мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013-2015 годы.
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась в виде субсидий, грантов, микрозаймов и поручительств и оказывалась по следующим направлениям:
- поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка программ монопрофильных муниципальных образований (моногородов);
- повышение доступности кредитных ресурсов;
- снижение налоговой нагрузки.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, вовлекаемых в предпринимательскую деятельность, получивших различные виды финансовой государственной поддержки, за рассматриваемый период составило 4891 единицу.
Основные средства бюджетов всех уровней в виде субсидий для поддержки предпринимательства направляются на реализацию мероприятий областной целевой и муниципальных программ. Именно в рамках программных мероприятий субъекты малого и среднего предпринимательства получают наибольшую финансовую поддержку.
За последние три года на финансирование Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013 – 2015 годы поступило 745,9 млн. рублей субсидий, в том числе из федерального бюджета – 439,2 млн. рублей (59 процентов), из областного бюджета – 294,6 млн. рублей (39 процентов), из местных бюджетов – 12,1 млн. рублей (2 процента). Плановые показатели по финансированию областной целевой программы выполнены на 82 процента (в 2015 году – на 96,5 процента).
Фактическое освоение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий областной целевой программы (по всем бюджетам) по годам составило:
2013 год – 296,6 млн. рублей, или 68,72 процента;
2014 год – 228,8 млн. рублей, или 90,34 процента;
2015 год – 220,6 млн. рублей, или 96,46 процента.
В соответствии с Методикой оценки результативности и эффективности реализации областных целевых и региональных программ, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2012 № 819-п, результативность областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства оценена как высокая.
В рамках финансовой поддержки муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства между департаментом инвестиционной политики Ярославской области и администрациями муниципальных районов и городских округов за период мониторинга правоприменения Закона было заключено 77 соглашений на сумму 85,4 млн. рублей, в том числе в 2013 году – 35 соглашений на сумму 47,1 млн. рублей, в 2014 – 19 соглашений на сумму 23,3 млн. рублей, в 2015 – 23 соглашения на сумму 15,0 млн. рублей. В динамике незначительно сократилось количество заключаемых соглашений при существенном снижении объемов их финансирования (в среднем в 2013 году в расчете на одно соглашение было выделено 1,35 млн. рублей, а в 2015 году – 0,65 млн. рублей, то есть на 52 процента меньше).
При этом не все муниципальные районы и городские округа ежегодно участвуют в конкурсном отборе на получение федеральных и областных субсидий на реализацию муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2013 году заявку на участие в конкурсе не подавал Гаврилов-Ямский муниципальный район, в 2014 году – Брейтовский, Гаврилов-Ямский и Рыбинский муниципальные районы, в 2015 году – Брейтовский, Гаврилов-Ямский, Любимский, Некоузский, Рыбинский и Ярославский муниципальные районы. В этих районах программные мероприятия реализовались за счет средств местных бюджетов. В городском поселении Ростов и городском округе городе Рыбинске в 2015 году не было программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено отсутствием средств в муниципальных бюджетах на софинансирование программных мероприятий, а в ряде случаев – отсутствием мотивации у органов местного самоуправления и предпринимателей.
Помимо субсидирования мероприятий областной целевой и муниципальных программ субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии:
- на осуществление лизинговых платежей и уплату первого взноса по лизингу;
- на модернизацию оборудования;
- на возмещение расходов по уплате процентной ставки по приобретению оборудования, технологическому присоединению к источнику электроснабжения и инженерным сетям и сооружениям;
- на поддержку начинающих предпринимателей;
- на возмещение затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности;
- на возмещение затрат по участию в выставках и др.
Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается также в виде кредитных займов и микрозаймов. В силу сократившейся финансовой поддержки в рамках программных мероприятий увеличилось количество предпринимателей, воспользовавшихся кредитными ресурсами для ведения бизнеса.
Повышение доступности кредитных ресурсов достигается посредством предоставления Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области поручительств по кредитным обязательствам и микрозаймам. Предоставление микрозаймов осуществляется по льготным процентным ставкам, составляющим от 5 до 11,5 процента годовых. За три года микрозаймы выданы 419 предпринимателям на общую сумму 333,8 млн. рублей (в среднем на 1 предпринимателя – 796,7 тыс. рублей). Число получателей микрозаймов выросло на 52 процента.
С 95 предпринимателями заключены договоры поручительства по обязательствам, основанным на их кредитных договорах, на общую сумму 293,5 млн. руб. Сумма кредитов, обеспеченных поручительством, составила 662,9 млн. рублей (в среднем на 1 предпринимателя размер кредитных средств составил 7,2 млн. рублей). При этом в динамике число получателей кредитных средств сократилось на 8 процентов, а сумма заемных средств выросла на 52 процента (в расчете на 1 получателя размер займа вырос с 5 663,7 млн. рублей до 9 333,2 млн. рублей, т.е. на 65 процентов).
Одним из видов финансовой помощи являлось предоставление грантов на осуществление предпринимательской деятельности. За рассматриваемый период гранты на осуществление малого и среднего бизнеса получили 104 предпринимателя.
В рамках финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства практическую реализацию получили льготы по арендной плате и снижение налоговой нагрузки. Льготы по арендной плате предоставляются (на конкурсной основе) за пользование офисными помещениями инфраструктурного объекта Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор), а также производственными помещениями промышленного парка «Мастер» в городском поселении Тутаев. В 2015 году законодательно установлено снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, в частности установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей со дня их государственной регистрации в течение двух налоговых периодов. Также установлена налоговая ставка в размере 4 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, и осуществляющих следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; обрабатывающие производства; строительство; услуги паллиативной медицинской помощи. Кроме того, законом расширен перечень видов экономической деятельности, по которым установлена нулевая налоговая ставка для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения (впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей), расширен перечень экономической деятельности по патенту с 40 до 56 видов.
2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка предпринимательства оказывается посредством создания объектов инфраструктуры и передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов и пр.) на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
В Ярославской области созданы и функционируют следующие объекты, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства:
- государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)», предоставляющий субъектам малого предпринимательства на льготных условиях и на конкурсной основе в аренду нежилые (офисные) помещения, оборудованные средствами связи, оргтехникой и офисным оборудованием;
- промышленный парк «Мастер», предоставляющий субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях и на конкурсной основе в аренду производственные помещения.
В 2015 году на функционирование и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства было направлено 92,6 млн. рублей бюджетных средств, из них около 80 процентов – средства федерального бюджета. Центром развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор) оказана поддержка в виде выделения офисных помещений 36 субъектам малого предпринимательства, которыми создано 93 новых рабочих места. В промышленном парке «Мастер» размещено 7 резидентов, создано 69 рабочих мест.
С целью передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества на возмездной, безвозмездной основах или на льготных условиях в 13 муниципальных образованиях сформированы указанные перечни имущества, которые размещены на портале органов государственной власти и на сайтах органов местного самоуправления Ярославской области. Перечни имущества городского округа город Переславль-Залесский и Мышкинского муниципального района находятся на стадии утверждения. В 5 муниципальных образованиях региона – Большесельский, Борисоглебский, Брейтовский и Любимский муниципальные районы, городской округ город Рыбинск, указанные перечни имущества не сформированы в связи с отсутствием муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.
За период мониторинга правоприменения Закона муниципальными образованиями было предложено субъектам малого и среднего предпринимательства 980 объектов для получения в аренду или отчуждения на возмездной основе в собственность субъектов предпринимательства.
3. Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информационная поддержка предпринимательства направлена на популяризацию предпринимательской деятельности внутри региона, а также на представление региональных предпринимателей на российском и международном уровнях. С этой целью в рамках реализации мероприятий областной целевой программы проведены форумы (молодежный международный форум «Стратегия. Миссия. Перспектива», международный форум «Территория бизнеса – территория жизни» и др.), конференции, семинары, «круглые столы», Дни предпринимателя. В 2015 году в рамках Недели предпринимательства стартовал пилотный проект «Власть и бизнес: откровенный разговор», в котором приняли участие 200 предпринимателей, а представители органов исполнительной и законодательной власти смогли дать ответы более чем на 30 вопросов предпринимательского сообщества. В рамках реализации соглашений, заключенных на международном и региональном уровнях, а также в ходе бизнес-миссий в зарубежные страны проведены мероприятия по содействию развитию международному и межрегиональному сотрудничеству субъектов малого и среднего предпринимательства. Центром развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатором) только в 2015 году проведено 30 мероприятий информационного плана для субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых приняло участие 1634 человека. В Ярославской области ежегодно проводятся социологические исследования по оценке эффективности мер по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности на территории Ярославской области.
4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Поддержка предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников осуществлялась в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013-2015 годы на льготных условиях. Было заключено 36 государственных контрактов на обучение, повысили свою квалификацию 2175 человек.
В рамках реализации кадровой политики органами исполнительной власти и местного самоуправления осуществляются действия по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных и ищущих работу граждан. Претендентам, отвечающим критериям, установленным законодательством, предлагается участвовать в конкурсном отборе по выделению стартовых пособий (грантов) начинающим предпринимателям на создание собственного дела, что способствует обеспечению самозанятости населения.
Но, несмотря на значительные меры по поддержке предпринимательства в сфере кадровой политики, проблема обеспечения предпринимательской среды квалифицированными кадрами остается актуальной.
5. Проблемы реализации Закона
В результате мониторинга правоприменения Закона установлено, что проблемы, возникающие в ходе его реализации, носят преимущественно оперативный характер и имеют экономическую направленность. Затруднения в достижении большего эффекта от реализации Закона обусловлены отсутствием в бюджетах муниципальных образований необходимых финансовых ресурсов для софинансирования мероприятий муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, несвоевременным перечислением средств из федерального бюджета и неполным поступлением средств областного бюджета. Помимо этого развитию малого и среднего бизнеса препятствует недостаточность собственного капитала и оборотных средств, низкий уровень доступности кредитных ресурсов, высокий размер обязательных взносов во внебюджетные фонды с заработной платы работников и налоговых платежей, проблемы с регистрацией недвижимости и подключением к источникам электроснабжения, недостаточное привлечение малого и среднего бизнеса к участию в программах аутсорсинга крупных промышленных предприятий, а также снижение платежеспособного спроса населения.
6. Судебные иски и обращения по вопросам реализации Закона
Реализация Закона на территории области была сопряжена с наличием обращений, судебных исков со стороны граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к органам исполнительной власти Ярославской области (департаменту инвестиционной политики Ярославской области), органам местного самоуправления муниципальных образований, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ярославской области.
За период мониторинга правоприменения Закона в департамент инвестиционной политики Ярославской области от граждан и индивидуальных предпринимателей поступило 82 обращения (предложения, заявления и жалобы) по вопросам, связанным с применением Закона и реализацией программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ярославской области, в том числе в 2013 году – 19 обращений, в 2014 году – 23 обращения, в 2015 году – 40 обращений. Основная часть обращений граждан (более 90 процентов) касалась вопросов разъяснения положений порядков предоставления субсидий и грантов, а также форм и видов поддержки малого и среднего предпринимательства. По всем обращениям исполнительной властью даны исчерпывающие ответы.
Департамент инвестиционной политики Ярославской области выступал ответчиком по 3 заявлениям субъектов малого и среднего предпринимательства в Арбитражном суде Ярославской области (по вопросам отказов в государственной поддержке, предоставлении субсидии, рассмотрении заявки на предоставление гранта, признание протокола заседания комиссии недействительным) и по 6 вопросам в арбитражных судах (по вопросам нецелевого использования бюджетных средств, наличия счетной ошибки при определении размера субсидии, неосновательное обогащение, непредоставление отчетной документации). Требования заявителей к департаменту инвестиционной политики Ярославской области удовлетворены в двух из трех заявлений. Требования департамента инвестиционной политики Ярославской области к субъектам малого и среднего предпринимательства были удовлетворены по трем заявлениям.
Арбитражным судом Ярославской области из 3 гражданских дел в пользу заявителей было принято решение в 2 случаях, арбитражными судами из 5 гражданских дел в пользу заявителей было принято одно решение.
Органы местного самоуправления также явились ответчиками по исковым требованиям субъектов малого и среднего предпринимательства. В городском округе городе Рыбинске вынесено 7 судебных решений по обжалованию действий администрации в отношении субъектов предпринимательства. Принятыми решениями исковые требования заявителей удовлетворены в 5 случаях по вопросам реализации преимущественного права на приобретение арендуемых помещений, понуждения к совершению действий по заключению договора купли-продажи, заключения договора на проведение рыночной стоимости нежилых помещений; в 2 случаях судом отказано в удовлетворении заявленных требований (внесение изменений в договор аренды недвижимого имущества в части изменения его предмета, о признании действий по внесению наличия спорного дверного проема в правоустанавливающие документы незаконными).
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ярославской области в рамках реализации Закона рассмотрено 8 обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, характер которых связан с проблемами в сфере инвестиционной деятельности, в частности в возникновении трудностей в продвижении инвестиционного проекта, отказом в получении субсидий и грантов на проведение научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ; а также микрозаймов, предоставляемых Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области.
7. Результаты реализации Закона
В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено, что Закон достаточно эффективно реализуется на территории Ярославской области.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области по состоянию на 01.01.2016 года в Ярославской области осуществляли хозяйственную деятельность 52 736 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 2 351 малое предприятие, 184 средних предприятия, 30 692 индивидуальных предпринимателя, 19 509 микропредприятий (данные по количеству микропредприятий приведены по состоянию на 01.01.2015). По сравнению с 2013 годом количество субъектов малого и среднего предпринимательства уменьшилось на 4 процента, но по сравнению с 2014 годом – увеличилось на 4 процента. За последние годы уменьшилась среднесписочная численность работников малого и среднего бизнеса на 13 процентов. При этом сохраняется положительная динамика среднемесячной заработной платы работников средних и малых предприятий. По итогам 2015 года она составила 23 078,7 рубля и 17 113,5 рубля соответственно, что на 11,3 процента и 8,1 процента выше, чем в 2014 году.
Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения численности работников, занятых в малом и среднем бизнесе, оборот производимой ими продукции (товаров, услуг) в динамике увеличился на 19 процентов и составил (по прогнозным данным) 368,7 млрд. рублей.
В консолидированный бюджет Ярославской области поступило 2 570,92 млн. рублей налогов на совокупный доход малого и среднего бизнеса. В динамике размер поступлений возрос на 9,5 процента.
Такие результаты в развитии малого и среднего бизнеса в Ярославской области достигнуты во многом посредством реализации норм Закона.
8. Выводы о состоянии объекта мониторинга и предложения по принятию
необходимых мер для решения проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга
В ходе мониторинга правоприменения Закона от его исполнителей не поступило предложений по внесению изменений в действующий Закон. Установлено, что проблемы, возникающие при реализации Закона, имеют в большей мере макроэкономическую сущность. На основании этого сделаны следующие выводы:
1) Закон достаточно эффективно реализуется на территории Ярославской области;
2) в Законе отсутствуют законодательные пробелы, противоречия, дублирование в правовом регулировании, коллизии норм права, коррупциогенные факторы, ошибки юридико-технического характера;
3) Правительством Ярославской области подготовлены и приняты все подзаконные акты, необходимые для реализации норм Закона;
4) отсутствует необходимость внесения изменений в действующий Закон.
Вместе с тем с целью достижения большего эффекта от реализации Закона на территории Ярославской области целесообразно предложить Правительству Ярославской области:
1) рассмотреть возможность:
- установления для всех муниципальных образований, реализующих программы поддержки малого и среднего предпринимательства, соотношение софинансирования программных мероприятий из местных бюджетов и областного бюджета как 10:90;
- оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при наступлении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) разработать и представить в Ярославскую областную Думу комплекс мероприятий по устранению установленных в ходе мониторинга правоприменения Закона проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.