Постановление от 20.11.2015 №344

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 12.02.2007 № 10-з «О залоговом фонде Ярославской области»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

от

  20.11.2015

 

344

 

Об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 12.02.2007

№ 10-з «О залоговом фонде Ярославской области»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 12.02.2007 № 10-з «О залоговом фонде Ярославской области» (далее – Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять Отчет к сведению (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Ярославской области:

1) активизировать действия по поиску и привлечению в Ярославскую область инвесторов, имеющих возможность реализовать экономически и социально значимые проекты;

2) использовать предусмотренный Законом Ярославской области «О залоговом фонде Ярославской области» механизм предоставления в залог областного имущества в целях поддержки приоритетных для Ярославской области инвестиционных проектов.

3. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области.

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий

 

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 20.11.2015 № 344

 

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области
от 12.02.2007 № 10-з  «О залоговом фонде Ярославской области»

 

I. Общие положения

Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и планом работы комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству, утвержденным решением комитета от 09.12.2014 № 93 (далее – решение комитета № 93).

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 12.02.2007 № 10-з «О залоговом фонде Ярославской области» (далее – Закон Ярославской области № 10-з).

Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству от 13.11.2014 № 76 (далее – рабочая группа).

Время проведения мониторинга – 2-3 кварталы 2015 года.

 

II. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга является совершенствование Закона Ярославской области № 10-з.

Задачами правового мониторинга являются:

- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества Закона Ярославской области № 10-з;

- выявление в Законе Ярославской области № 10-з пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;

- выявление коррупциогенных факторов;

- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм Закона Ярославской области № 10-з и принятых в связи с ним нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;

- выявление ошибок юридико-технического характера и их устранение;

- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия Закона Ярославской области № 10-з и принятых в связи с ним нормативных правовых актов.

 

III. Сведения о деятельности рабочей группы по проведению мониторинга

Председатель рабочей группы – Е.Н. Заяшников, заместитель Председателя Ярославской областной Думы.

Члены рабочей группы:

А.Г. Гончаров, П.А. Смирнов – депутаты Ярославской областной Думы;

И.Н. Черничкина – консультант-юрист отдела законодательства и юридической экспертизы правового управления аппарата Ярославской областной Думы.

В деятельности рабочей группы принимали участие:

В.И. Кусков – директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области;

Т.И. Потолов – заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области;

А.В. Вошатко – заместитель начальника управления – начальник юридического отдела управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;

В.А. Смолин – первый заместитель директора департамента финансов Ярославской области;

А.В. Иванова – начальник юридического отдела департамента финансов Ярославской области.

Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:

- разработан и направлен в органы исполнительной власти Ярославской области запрос о ходе реализации Закона Ярославской области № 10-з и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;

- рассмотрена информация Правительства Ярославской области о реализации на территории Ярославской области Закона Ярославской области № 10-з;

- дана правовая оценка Закона Ярославской области № 10-з с целью решения вопроса о целесообразности внесения в него изменений.

За время проведения мониторинга рабочая группа провела три заседания.

IV. Проведение мониторинга

 

4.1. Оценка хода реализации норм Закона Ярославской области № 10-з

Закон Ярославской области № 10-з разработан на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О залоге», Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Устава Ярославской области, Законов Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществомЯрославской области», «О государственно-правовых гарантиях Ярославской области» и «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области», иных законов Ярославской области.

Согласно Закону Ярославской области № 10-з целью создания залогового фонда Ярославской области является привлечение инвестиций в экономику Ярославской области, обеспечение исполнения обязательств Ярославской области, обязательств государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Ярославской области, хозяйственных обществ и товариществ, участником которых является Ярославская область, а также обязательств иных лиц, в исполнении которых заинтересована Ярославская область.

Достижение поставленной цели предполагается посредством включения объектов областного имущества в залоговый фонд с последующим их предоставлением в залог под обеспечение обязательств.

Правом утверждать перечень областного имущества для включения в состав залогового фонда, порядок предоставления в залог объектов залогового фонда, а также определять уполномоченный орган по реализации норм Закона Ярославской области № 10-з наделено Правительство Ярославской области.

В реализацию указанного права подготовлены и приняты постановления Правительства Ярославской области от 12.04.2012 № 330-п «Об утверждении порядка формирования перечня имущества, находящегося в собственности Ярославской области, включенного в состав залогового фонда Ярославской области», от 11.07.2012 № 639-п «Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности Ярославской области, включенного в состав залогового фонда Ярославской области», от 27.04.2012 № 348-п «Об утверждении порядка предоставления в залог объектов залогового фонда Ярославской области».

 

4.2. Проблемы реализации Закона Ярославской области № 10-з

В ходе мониторинга правоприменения Закона Ярославской области № 10-з выявлено, что его нормы на практике не реализуются.

Это связано, с одной стороны, с отсутствием значимых инвестиционных проектов, в которых была бы заинтересована Ярославская область, а с другой стороны – с отсутствием в перечне имущества залогового фонда ликвидных объектов, представляющих интерес для потенциальных инвесторов.

За период с начала формирования залогового фонда Ярославской области департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, как уполномоченным органом по реализации норм Закона Ярославской области № 10-з, не принималось решений о предоставлении объектов залогового фонда в залог. Предложенные инвестиционные проекты имели высокую степень риска, что послужило одним из оснований для отказа в предоставлении в залог объектов залогового фонда. В силу того что предоставление областной собственности в залог связано с большими рисками, к лицам, намеренным обеспечить свои обязательства залогом из областного имущества, установлены повышенные требования. В частности, заявитель должен предоставить в уполномоченный орган исполнительной власти по управлению и распоряжению имуществом в числе документов письменное заключение отраслевого органа исполнительной власти Ярославской области о социальной и экономической значимости проекта для Ярославской области и его технической реализации на территории Ярославской области, служащее основой для принятия исполнительным органом решения о возможности предоставления объектов залогового фонда.

Кроме того, в залоговый фонд включены объекты, не обладающие высокой ликвидностью, что делает их непривлекательными для инвесторов и финансовых структур.

Одновременно члены рабочей группы отмечают, что в ряде регионов Центрального федерального округа имеется практика предоставления в залог областного имущества в целях поддержки приоритетных для регионов инвестиционных проектов. К таким регионам относятся Брянская, Воронежская и Липецкая области.

Учитывая высокую степень рисков при предоставлении в залог объектов залогового фонда, следует отметить, что использование залогового фонда как инструмента привлечения в регион инвесторов может быть осуществлено только при условии реализации значимых для социально-экономического развития Ярославской области инвестиционных проектов.

 

V. Выводы о состоянии объекта мониторинга и предложения по принятию необходимых мер
для решения проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга

По результатам мониторинга правоприменения Закона Ярославской области № 10-з сделаны следующие выводы.

1. В Законе Ярославской области № 10-з отсутствуют:

- законодательные пробелы, противоречия;

- дублирование в правовом регулировании и коллизии норм права;

- коррупциогенные факторы;

- ошибки юридико-технического характера.

2. Правительством Ярославской области подготовлены и приняты все необходимые для реализации Закона Ярославской области № 10-з подзаконные акты.

3. Отсутствуют проблемы, требующие дальнейшего совершенствования Закона Ярославской области № 10-з.

4. Закон Ярославской области № 10-з в Ярославской области на практике не реализуется.

5. Сдерживают реализацию Закона Ярославской области № 10-з следующие факторы:

1) отсутствие лиц, намеренных обеспечить свои обязательства имуществом залогового фонда Ярославской области;

2) отсутствие в залоговом фонде объектов, обладающих высокой ликвидностью.

Для достижения предусмотренной Законом Ярославской области № 10-з цели рабочей группой рекомендовано Правительству Ярославской области:

1) активизировать действия по поиску и привлечению в Ярославскую область инвесторов, имеющих возможность реализовать экономически и социально значимые инвестиционные проекты;

2) использовать предусмотренный Законом Ярославской области № 10-з механизм предоставления в залог областного имущества в целях поддержки приоритетных для Ярославской области инвестиционных проектов.