Ярославская областная Дума
шестого созыва
Постановление
от | 26.05.2015 |
| № | 173 |
Об итогах мониторинга правоприменения
Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з
«О межбюджетных отношениях»
Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Ярославской области подготовить и внести до 30 мая 2015 года в Ярославскую областную Думу проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» с целью приведения межбюджетных отношений на территории Ярославской области в соответствие с федеральным законодательством.
3. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы Е.Н. Заяшникова.
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от 26.05.2015 № 173
Отчет
об итогах мониторинга правоприменения
Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях»
I. Общие положения
Мониторинг правоприменения осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и Постановлением Ярославской областной Думы от 23 декабря 2014 года № 366 «Об утверждении Плана мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на 2015 год».
Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» (далее – Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях»).
Субъект проведения мониторинга – рабочая группа комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.
Время проведения мониторинга – февраль – май 2015 года.
II. Цели и задачи мониторинга
Целью осуществления правового мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования межбюджетных отношений на территории Ярославской области для их дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы.
Задачами правового мониторинга являются:
- выработка предложений по совершенствованию межбюджетных отношений;
- выявление пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании указанных норм права;
- выявление коррупциогенных факторов в Законе Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;
- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в полном объеме, выработка предложений по их устранению;
- приведение положений Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в соответствие с изменениями федерального законодательства;
- выявление ошибок юридико-технического характера и их устранение.
III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга
В состав рабочей группы входят представители Правительства Ярославской области, прокуратуры Ярославской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области и депутаты Ярославской областной Думы.
Председатель рабочей группы – Е.Н. Заяшников – заместитель Председателя Ярославской областной Думы.
Члены рабочей группы:
В.В. Денисов, А.Г. Гончаров, А.Н. Кучменко – депутаты Ярославской областной Думы;
А.П. Федоров – председатель Контрольно-счетной палаты Ярославской области;
И.Н. Белякова, О.М. Краснова, Е.Н. Рагимова – сотрудники аналитического, правового и организационного (соответственно) управлений аппарата Ярославской областной Думы;
А.В. Беляков – заместитель директора департамента финансов Ярославской области;
М.В. Гужов – председатель комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославскойобласти;
Е.Н. Гредасова – начальник отдела межбюджетных отношений комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области;
В.А. Ёршикова – председатель комитета по организационно-правовой работе департамента финансов Ярославской области;
И.В. Кукина – консультант-юрист управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;
Г.Н. Малкова – старший помощник прокурора Ярославской области;
В.В. Шашкин – главный специалист – эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области;
П.В. Штарев – начальник управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами.
В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе» рабочей группой проведены следующие мероприятия:
1. Разработаны вопросы о ходе реализации нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга:
- о проблемах, возникших у муниципальных районов (городских округов) и поселений при применении Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в 2014 и 2015 годах;
- о предложениях по совершенствованию межбюджетных отношений;
- о предложениях по стимулированию муниципальных районов (городских округов) и поселений к увеличению налоговых доходов и эффективному расходованию средств местных бюджетов.
2. Рассмотрена поступившая на вопросы информация.
3. Рассмотрена информация о правовом регулировании межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации с учетом основных направлений проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях».
4. Изучена необходимость изменения указанного Закона Ярославской области в связи с принятыми изменениями федерального законодательства.
За время проведения мониторинга рабочая группа провела четыре заседания.
IV. Проведение мониторинга
Решение о создании рабочей группы было принято на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам от 10.02.2015 № 5. Первое заседание рабочей группы состоялось 19 февраля 2015 года.
На первом заседании рабочей группы были рассмотрены предложения по формированию основных направлений, целей и задач проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях».
На заседании рабочей группы было предложено использовать при проведении мониторинга правоприменения:
1) информацию о деятельности органов государственной власти и государственных органов Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;
2) информацию, полученную в результате проведения встреч и совещаний, семинаров и иных мероприятий, проводимых Ярославской областной Думой, а также мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти Ярославской области;
3) статистическую информацию, получаемую на основе статистических показателей и дополняемую отраслевой статистикой органов государственной власти Ярославской области;
4) информацию, содержащуюся в обращениях юридических лиц, организаций, поступивших в органы государственной власти Ярославской области, государственные органы Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, касающуюся практики применения указанного Закона.
По итогам первого заседания рабочей группы было принято решение о необходимости мониторинга следующих направлений межбюджетных отношений:
1) порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам в виде субвенций, субсидий и дотаций в 2014 и 2015 годах;
2) возможность стимулирования органов местного самоуправления к увеличению налоговых доходов и эффективному расходованию средств местных бюджетов в рамках Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;
3) анализ полномочий муниципальных районов (городских округов), поселений и показателей, учитываемых при расчете дотаций муниципальным образованиям в 2014 и 2015 годах;
4) необходимость изменения указанного Закона Ярославской области в связи с принятыми изменениями федерального законодательства.
12 марта 2015 года в зале заседаний Ярославской областной Думы было проведено внеочередное расширенное заседание рабочей группы комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам по проведению мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» совместно с экспертным советом при комитете Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.
На расширенное заседание были приглашены:
1) все депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва;
2) представители от финансовых органов муниципальных образований Ярославской области;
3) председатели бюджетных комитетов представительных органов муниципальных образований Ярославской области.
В ходе заседания заслушали и обсудили информацию, представленную департаментом финансов Ярославской области:
1) расшифровки основных терминов и понятий межбюджетных отношений;
2) перечень полномочий муниципальных районов (городских округов), поселений, перечень показателей, учитываемых при расчете дотаций муниципальным образованиям в 2014 и 2015 годах;
3) общие правила предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам;
4) предложения Правительства Ярославской области в части совершенствования межбюджетных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
По результатам расширенного заседания рабочей группы было принято решение:
1) принять к сведению и учесть в дальнейшей работе информацию, представленную департаментом финансов Ярославской области;
2) рекомендовать финансовым органам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области довести данную информацию до заинтересованных лиц поселений Ярославской области.
Следует отметить, что на основании решений протоколов от 19 февраля 2015 года № 1 и от 12 марта 2015 года № 2 на запросы в муниципальные районы (городские округа) с целью получения информации по предмету регулирования Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» получены ответы из 12 муниципальных районов (городских округов), которые были проанализированы и сведены в таблицу для рассмотрения.
На третьем заседании рабочей группы по проведению мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» 22 апреля 2015 года была рассмотрена и принята к сведению информация правового управления аппарата Ярославской областной Думы о правовом регулировании межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации по основным направлениям проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях»:
1) о порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам в виде субвенций, субсидий и дотаций в 2015 году;
2) о возможности стимулирования органов местного самоуправления к увеличению налоговых доходов и эффективному расходованию средств местных бюджетов;
3) об анализе полномочий муниципальных районов (городских округов), поселений и показателей, учитываемых при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
При рассмотрении представленных в Ярославскую областную Думу предложений муниципальных районов (городских округов) по совершенствованию межбюджетных отношений решили:
1) принять к сведению информацию департамента финансов и Правительства Ярославской области и согласиться с мнением, что часть предложений не касается положений Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;
2) считать необходимым усовершенствование и изменение методики предоставления субсидий из областного бюджета в части установления размера уровня софинансирования для всех муниципальных образований области и отметить, что существующая методика не предусматривает заинтересованности органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала и повышению финансовой самостоятельности;
3) с целью повышения качества планирования деятельности и своевременности освоения выделяемых из областного бюджета средств вернуться к рассмотрению вопроса о распределении всех предусмотренных проектом закона об областном бюджете субсидий и иных межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям непосредственно в проекте бюджета, то есть до начала финансового года, после принятия решения по данному вопросу Правительством Российской Федерации.
Департаменту территориального развития Ярославской области было предложено учитывать все данные по поселениям Ярославской области и особенности поселений при расчете расходов на выполнение полномочий поселений на организацию и выполнение работ по благоустройству.
Департаменту региональной безопасности Ярославской области было предложено проработать вопрос о возможности увеличения норматива на жителя при расчете дотации по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций.
В ходе заседания рабочей группы была изучена информация департамента финансов Ярославской области о необходимости внесения изменений в Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в связи с принятыми изменениями федерального законодательства.
На последнем заседании рабочей группы по проведению мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» 13 мая 2015 года было продолжено рассмотрение представленных в Ярославскую областную Думу предложений муниципальных районов (городских округов) по стимулированию органов местного самоуправления к увеличению налоговых доходов и эффективному расходованию средств местных бюджетов в рамках Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях».
Свои предложения по данному вопросу были представлены и Правительством Ярославской области.
В ходе заседания был подробно рассмотрен расчет налогового потенциала муниципальных образований.
В ходе обсуждения решили:
1. При рассмотрении представленных в Ярославскую областную Думу предложений о мерах по стимулированию муниципальных районов (городских округов) и поселений к увеличению налоговых доходов и эффективному расходованию средств местных бюджетов:
1) констатировать, что при правовом регулировании, содержащемся в действующем Законе Ярославской области «О межбюджетных отношениях», нет заинтересованности муниципальных районов (городских округов) и поселений к увеличению собственных налоговых доходов. Предложения муниципальных образований сводятся к наращиванию собственных доходов;
2) считать необходимым в целях обеспечения поддержки на местном уровне организаций, реализующих инвестиционные проекты, при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности налоговый потенциал муниципального образования рассчитывать с учетом льгот по земельному налогу, предоставленных организациям, реализующим инвестиционные проекты, тем самым увеличивая объем дотации для муниципального образования, наращивающего инвестиционный и налоговый потенциал, после внесения изменений в федеральное законодательство;
3) считать необходимым поддержать предложение об установлении дополнительного норматива расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов по результатам выполнения плановых заданий по поступлению местных налогов и доходов (НДФЛ, ЕНВД, а также организацию взыскания задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц), для чего рекомендовать Правительству Ярославской области внести соответствующие изменения в Постановление Правительства Ярославской области от 24.09.2008 № 512-п.
2. Принять к сведению подробную информацию Правительства Ярославской области по расчету налогового потенциала муниципальных образований.
3. Рекомендовать Правительству Ярославской области:
1) подготовить и внести до 30 мая 2015 года в Ярославскую областную Думу проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» с целью приведения межбюджетных отношений на территории Ярославской области в соответствие с федеральным законодательством;
2) с целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области:
а) рассмотреть возможность сократить перечень частных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области с 15 до 10 показателей;
б) рассмотреть возможность увеличения суммы средств областного бюджета с 20 млн. рублей до 60 млн. рублей по государственной программе Ярославской области «Местное самоуправление в Ярославской области» для предоставления субсидий (грантов) на решение вопросов местного значения;
в) рассмотреть возможность при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитывать налоговый потенциал муниципального образования с учетом льгот по земельному налогу, предоставленных организациям, реализующим инвестиционные проекты, после внесения изменений в федеральное законодательство;
г) рассмотреть возможность изменения Постановления Правительства Ярославской области от 24.09.2008 № 512-п в части установления дополнительного норматива расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов по результатам выполнения плановых заданий по поступлению местных налогов и доходов (НДФЛ, ЕНВД, а также организацию взыскания задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц).
4. Рекомендовать комитету Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам рассмотреть отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» на заседании 19 мая 2015 года.
V. Выводы о состоянии объекта мониторинга и предложения
по принятию необходимых мер для решения проблем,
выявленных в процессе проведения мониторинга
1. Подводя итоги правового мониторинга Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях», рабочая группа отмечает, что в Законе не выявлено противоречий, дублирования и коллизий, а также коррупциогенных факторов.
2. Рабочая группа делает вывод о том, что в Ярославской области правовое регулирование вопросов организации и осуществления межбюджетных отношений осуществляется в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.
3. Рабочая группа отмечает, что при правовом регулировании, содержащемся в действующем Законе Ярославской области «О межбюджетных отношениях», нет заинтересованности муниципальных районов (городских округов) и поселений к увеличению собственных налоговых доходов.
4. В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования межбюджетных отношений на территории Ярославской области, для повышения качества регионального законодательства по основным направлениям проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» рекомендуется Правительству Ярославской области:
1) учесть необходимость усовершенствования и изменения методики предоставления субсидий из областного бюджета в части установления размера уровня софинансирования для всех муниципальных образований области с целью увеличения заинтересованности органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала и повышению финансовой самостоятельности;
2) с целью повышения качества планирования деятельности и своевременности освоения выделяемых из областного бюджета средств вернуться к рассмотрению вопроса о распределении всех предусмотренных проектом закона об областном бюджете субсидий и иных межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям непосредственно в проекте бюджета, то есть до начала финансового года, после принятия решения по данному вопросу Правительством Российской Федерации;
3) с целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области:
а) рассмотреть возможность сократить перечень частных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области с 15 до 10 показателей;
б) рассмотреть возможность увеличения суммы средств областного бюджета с 20 млн. рублей до 60 млн. рублей по государственной программе Ярославской области «Местное самоуправление в Ярославской области» для предоставления субсидий (грантов) на решение вопросов местного значения;
в) рассмотреть возможность при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитывать налоговый потенциал муниципального образования с учетом льгот по земельному налогу, предоставленных организациям, реализующим инвестиционные проекты, после внесения изменений в федеральное законодательство;
г) рассмотреть возможность изменения Постановления Правительства Ярославской области от 24.09.2008 № 512-п в части установления дополнительного норматива расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов по результатам выполнения плановых заданий по поступлению местных налогов и доходов (НДФЛ, ЕНВД, а также организацию взыскания задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц).
5. Подготовить и внести до 30 мая 2015 года в Ярославскую областную Думу проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» с целью приведения межбюджетных отношений на территории Ярославской области в соответствие с федеральным законодательством.