Ярославская областная Дума
шестого созыва
Постановление
от | 24.06.2014 |
| № | 208 |
Об итогах правового мониторинга
Закона Ярославской области
«О бюджетном процессе»
Рассмотрев Отчет об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять к сведению Отчет об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» (прилагается).
2. Рассмотреть проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», подготовленный в соответствии с частью 3 раздела V указанного отчета по итогам проведения правового мониторинга.
3. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы Е.Н. Заяшникова.
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от 24.06.2014 № 208
Отчет
об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области
от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе»
I. Общие положения
Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и решением Совета Ярославской областной Думы от 11.02.2014.
Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе».
Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам от 11.02.2014 № 7.
Время проведения мониторинга – февраль - июнь 2014 года.
II. Цели и задачи мониторинга
Целью осуществления правового мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в области бюджетного процесса на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы.
Задачами правового мониторинга являются:
- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества законодательства;
- выявление в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;
- выявление в законодательстве коррупциогенных факторов;
- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм законодательства;
- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия нормативных правовых актов Ярославской области.
III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга
Состав рабочей группы сформирован с учетом представителей Правительства Ярославской области, прокуратуры Ярославской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, мэрии города Ярославля.
Председатель рабочей группы – В.В. Денисов, председатель комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.
Члены рабочей группы:
С.А. Балабаев, А.Н. Ершов, Е.Н. Заяшников, А.А. Капралов, А.П. Лейкин – депутаты Ярославской областной Думы;
А.П. Набатов – председатель Контрольно-счетной палаты Ярославской области;
И.Н. Белякова, О.М. Краснова и С.Б. Кулькова, Е.Н. Рагимова – сотрудники аналитического, правового и организационного (соответственно) управлений аппарата Ярославской областной Думы;
А.Н. Долгов – первый заместитель директора департамента финансов Ярославской области;
А.В. Беляков – заместитель директора департамента финансов Ярославской области;
М.В. Гужов – председатель комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославскойобласти;
Е.Н. Гредасова – начальник отдела межбюджетных отношений комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области;
П.В. Штарев – исполняющий обязанности начальника управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;
И.В. Кукина – консультант-юрист управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;
В.И. Гаврилов – заместитель мэра города Ярославля по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти;
Г.Н. Малкова – старший помощник прокурора Ярославской области;
Т.А. Болнокина – начальник отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.
В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе» рабочей группой проведены следующие мероприятия:
- разработаны вопросы о ходе реализации нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга, и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;
- рассмотрена поступившая на вопросы информация;
- подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга, содержащая проблемы и пути их решения;
- проведена правовая оценка хода реализации нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга, и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в него изменений.
За время проведения мониторинга рабочая группа провела четыре заседания.
IV. Проведение мониторинга
Решение о создании рабочей группы было принято на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам от 11.02.2014 № 7. Первое заседание рабочей группы состоялось 13 марта 2014 года.
На первом заседании рабочей группы были рассмотрены предложения по формированию основных направлений, целей и задач проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».
К заседанию рабочей группы были предложены информационные материалы по итогам деятельности рабочей группы комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам пятого созыва о рассмотрении предложений по внесению изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», а также проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», внесенный в Ярославскую областную Думу депутатом Ярославской областной Думы С.А. Балабаевым.
По итогам первого заседания рабочей группы было принято решение о необходимости мониторинга следующих направлений бюджетного процесса:
1) предварительное рассмотрение исходных данных к проекту областного бюджета, так называемое «нулевое чтение»;
2) перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона об областном бюджете в Ярославскую областную Думу;
3) требования к пояснительной записке, представляемой к проекту закона об областном бюджете и проекту закона о внесении изменений в областной бюджет;
4) роль комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам по принятию проекта бюджета в первом чтении.
Регулирование бюджетного процесса в региональном законодательстве субъектов Российской Федерации по основным направлениям проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» и предложения по совершенствованию в области бюджетного процесса на территории Ярославской области для дальнейшего повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы обсудили на очередном заседании рабочей группы, которое состоялось 16 апреля 2014 года.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 104-ФЗ) внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Основной целью новаций являлось создание законодательной основы для перехода к программному бюджету на федеральном уровне (где такая работа ведется уже несколько лет), на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В связи с этим в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе» были внесены изменения (Закон Ярославской области от 02.12.2013 № 59-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе»):
1) составление областного бюджета, в том числе на основании государственных программ Ярославской области;
2) в соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 3 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 104-ФЗ) установлены требования к составлению проекта закона об областном бюджете, согласно которым законом об областном бюджете утверждается распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период.
В ходе заседания подробно изучена информация, подготовленная правовым управлением аппарата Ярославской областной Думы, о регулировании бюджетного процесса в региональном законодательстве субъектов Российской Федерации по направлениям, обозначенным для мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».
В ходе обсуждения было установлено:
- федеральное законодательство (статья 1842 Бюджетного кодекса Российской Федерации) позволяет в региональных законах о бюджетном процессе расширить, по сравнению с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом областного бюджета, более чем в 60 субъектах Российской Федерации данная возможность реализована;
- во многих субъектах Российской Федерации предусмотрено предварительное рассмотрение проектов региональных бюджетов до внесения соответствующих проектов законов в законодательный орган власти региона;
- в большинстве субъектов Российской Федерации в законе о бюджетном процессе установлены дополнительные требования к пояснительной записке к проекту закона об областном бюджете и проекту закона о внесении изменений в областной бюджет в части обоснования предлагаемых изменений;
- многие региональные законы о бюджетном процессе содержат регулирование о предварительном рассмотрении внесенного в законодательный орган проекта закона о бюджете на предмет соответствия представленных вместе с законопроектом документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и регионального законодательства;
- комитет по бюджету в соответствии с региональными законами о бюджетном процессе организует и координирует процесс рассмотрения проекта закона о бюджете в постоянных комитетах (комиссиях) законодательных органов и готовит сводное (обобщенное) заключение по проекту закона, а также проект постановления законодательного органа о принятии проекта регионального закона о бюджете в первом чтении.
По результатам изучения опыта субъектов Российской Федерации некоторые положения региональных законов были учтены рабочей группой при разработке проекта закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе».
Рабочая группа согласилась с мнением правового управления аппарата Ярославской областной Думы об отсутствии необходимости приведения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации в связи с изменением федерального законодательства.
Обсудили предложения департамента финансов мэрии города Ярославля по формированию бюджетной политики Ярославской области.
Рассмотрели аналитическую записку Контрольно-счетной палаты Ярославской области о мониторинге правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».
Рабочая группа рассматривала вопросы основных направлений правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» на трех заседаниях: 16 апреля, 23 мая и 9 июня 2014 года.
При рассмотрении этих вопросов за основу был взят проект закона, подготовленный рабочей группой комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам пятого созыва в 2013 году.
Следует отметить предложенные рабочей группой нормы законодательства, которые было решено включить в Закон Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе»:
1. Дополнительную статью о предварительном рассмотрении Ярославской областной Думой документов и материалов по формированию доходов и расходов областного бюджета в форме депутатских слушаний, в том числе состав документов и материалов, сроки представления документов и материалов, сроки проведения депутатских слушаний.
2. Новый детализированный перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона об областном бюджете в Ярославскую областную Думу, кроме документов и материалов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Новую редакцию статьи 10 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» о подготовке к первому чтению проекта закона об областном бюджете. В статье предусмотреть:
1) сроки и процедуру принятия решения комитетом Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам о принятии проекта закона об областном бюджете к рассмотрению Ярославской областной Думой либо о несоответствии состава документов и материалов требованиям статьи 7 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе»;
2) сроки и процедуру направления принятого к рассмотрению законопроекта об областном бюджете в Контрольно-счетную палату Ярославской области и комитеты Ярославской областной Думы;
3) обоснование и процедуру возвращения проекта закона об областном бюджете Губернатору Ярославской области на доработку;
4) сроки и процедуру рассмотрения проекта закона об областном бюджете в комитетах Ярославской областной Думы в соответствии с вопросами ведения и направления предложений и рекомендаций по предмету первого чтения в комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.
4. Дополнительные части статьи 15 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» о процедуре рассмотрении во втором чтении проекта закона об областном бюджете, предусматривающие:
1) порядок и сроки рассмотрения в комитетах в соответствии с вопросами ведения свода поправок с заключением Губернатора Ярославской области;
2) роль комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам по подготовке к принятию проекта областного бюджета Ярославской областной Думой во втором чтении.
5. Дополнительную статью, предусматривающую положения о внесении изменений в закон Ярославской области об областном бюджете и в закон Ярославской области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в том числе сроки, состав документов, требования к пояснительной записке.
6. Новый детализированный перечень документов и материалов, представляемых одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета.
7. С целью обеспечения реализации требований статьи 59 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотреть дополнительную статью «Принятие законов Ярославской области, приводящих к изменению доходов (расходов) областного бюджета», учитывающую предложения:
1) законы Ярославской области о внесении изменений в законодательство Ярославской области о налогах и сборах, законы Ярославской области, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты не позднее дня внесения проекта закона Ярославской области об областном бюджете в Ярославскую областную Думу;
2) законы Ярославской области, предусматривающие внесение изменений в законодательство Ярославской области о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Ярославскую областную Думу проекта закона Ярославской области об областном бюджете, приводящие к изменению доходов (расходов) областного бюджета, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов Ярославской области не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
3) внесение изменений в законодательство Ярославской области о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в закон Ярославской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
В ходе проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» рабочая группа в виде протокольной записи рекомендует Правительству Ярославской области:
1. Предусмотреть участие депутатов Ярославской областной Думы в работе Бюджетной комиссии при Правительстве Ярославской области или в заседании Правительства Ярославской области по рассмотрению проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
2. Размещать в установленные сроки на странице официального портала органов исполнительной власти Ярославской области перечень строек и объектов, планируемых к финансированию за счет средств областного и федерального бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области, в соответствии с каждой редакцией закона об областном бюджете.
3. Представлять в Ярославскую областную Думу и Контрольно-счетную палату Ярославской области одновременно с отчетами об исполнении областного бюджета за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за год информацию об исполнении плановых объемов финансирования перечня строек и объектов, финансируемых за счет средств областного и федерального бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области.
На последнем заседании рабочей группы 9 июня 2014 года были проведены окончательные согласования по всем рекомендациям и предло-жениям, выработанным рабочей группой.
На основании всех решений рабочей группы по проведению правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» был разработан и согласован проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», который по итогам проведения правового мониторинга внесен в Ярославскую областную Думу от группы депутатов Ярославской областной Думы – членов рабочей группы.
V. Выводы о состоянии объекта мониторинга
и предложения по принятию необходимых мер для решения проблем,
выявленных в процессе проведения мониторинга
1. Подводя итоги правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе», рабочая группа отмечает, что в Законе не выявлено противоречий, дублирования и коллизий, а также коррупциогенных факторов.
2. Рабочая группа делает вывод о том, что в Ярославской области правовое регулирование вопросов организации и осуществления бюджетного процесса осуществляется в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. В целях дальнейшего совершенствования бюджетного процесса в региональном законодательстве по основным направлениям проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» рекомендуется Ярославской областной Думе принять Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», внесенный депутатами Ярославской областной Думы В.В. Денисовым, Е.Н. Заяшниковым, С.А. Балабаевым, А.Н. Ершовым, А.А. Капраловым, А.П. Лейкиным.