Постановление от 24.06.2014 №208

Об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

от

  24.06.2014

 

208

 

Об итогах правового мониторинга

Закона Ярославской области

«О бюджетном процессе»

Рассмотрев Отчет об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять к сведению Отчет об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» (прилагается).

2. Рассмотреть проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», подготовленный в соответствии с частью 3 раздела V указанного отчета по итогам проведения правового мониторинга.

3. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы Е.Н. Заяшникова.

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий

 


Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 24.06.2014  № 208

 

 

Отчет

об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области
от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе»

 

I. Общие положения

Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и решением Совета Ярославской областной Думы от 11.02.2014.

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе».

Субъект проведения мониторинга рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам от 11.02.2014 № 7.

Время проведения мониторинга февраль - июнь 2014 года.

 

II. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в области бюджетного процесса на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы.

Задачами правового мониторинга являются:

- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества законодательства;

- выявление в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;

- выявление в законодательстве коррупциогенных факторов;

- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм законодательства;

- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия нормативных правовых актов Ярославской области.

 

III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга

Состав рабочей группы сформирован с учетом представителей Правительства Ярославской области, прокуратуры Ярославской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, мэрии города Ярославля.

Председатель рабочей группы – В.В. Денисов, председатель комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

Члены рабочей группы:

С.А. Балабаев, А.Н. Ершов, Е.Н. Заяшников, А.А. Капралов, А.П. Лейкин – депутаты Ярославской областной Думы;

А.П. Набатов – председатель Контрольно-счетной палаты Ярославской области;

И.Н. Белякова, О.М. Краснова и С.Б. Кулькова, Е.Н. Рагимова – сотрудники аналитического, правового и организационного (соответственно) управлений аппарата Ярославской областной Думы;

А.Н. Долгов – первый заместитель директора департамента финансов Ярославской области;

А.В. Беляков – заместитель директора департамента финансов Ярославской области;

М.В. Гужов – председатель комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославскойобласти;

Е.Н. Гредасова – начальник отдела межбюджетных отношений комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области;

П.В. Штарев – исполняющий обязанности начальника управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;

И.В. Кукина – консультант-юрист управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;

В.И. Гаврилов – заместитель мэра города Ярославля по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти;

Г.Н. Малкова  – старший помощник прокурора Ярославской области;

Т.А. Болнокина – начальник отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе» рабочей группой проведены следующие мероприятия:

- разработаны вопросы о ходе реализации нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга, и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;

- рассмотрена поступившая на вопросы информация;

- подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга, содержащая проблемы и пути их решения;

- проведена правовая оценка хода реализации нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга, и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в него изменений.

За время проведения мониторинга рабочая группа провела четыре заседания.

 

IV. Проведение мониторинга

Решение о создании рабочей группы было принято на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам от 11.02.2014 № 7. Первое заседание рабочей группы состоялось 13 марта 2014 года.

На первом заседании рабочей группы были рассмотрены предложения по формированию основных направлений, целей и задач проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».

К заседанию рабочей группы были предложены информационные материалы по итогам деятельности рабочей группы комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам пятого созыва о рассмотрении предложений по внесению изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», а также проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», внесенный в Ярославскую областную Думу депутатом Ярославской областной Думы С.А. Балабаевым.

По итогам первого заседания рабочей группы было принято решение о необходимости мониторинга следующих направлений бюджетного процесса:

1) предварительное рассмотрение исходных данных к проекту областного бюджета, так называемое «нулевое чтение»;

2) перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона об областном бюджете в Ярославскую областную Думу;

3) требования к пояснительной записке, представляемой к проекту закона об областном бюджете и проекту закона о внесении изменений в областной бюджет;

4) роль комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам по принятию проекта бюджета в первом чтении.

Регулирование бюджетного процесса в региональном законодательстве субъектов Российской Федерации по основным направлениям проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» и предложения по совершенствованию в области бюджетного процесса на территории Ярославской области для дальнейшего повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы обсудили на очередном заседании рабочей группы, которое состоялось 16 апреля 2014 года.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 104-ФЗ) внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Основной целью новаций являлось создание законодательной основы для перехода к программному бюджету на федеральном уровне (где такая работа ведется уже несколько лет), на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В связи с этим в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе» были внесены изменения (Закон Ярославской области от 02.12.2013 № 59-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе»):

1) составление областного бюджета, в том числе на основании государственных программ Ярославской области;

2) в соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 3 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 104-ФЗ) установлены требования к составлению проекта закона об областном бюджете, согласно которым законом об областном бюджете утверждается распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период.

В ходе заседания подробно изучена информация, подготовленная правовым управлением аппарата Ярославской областной Думы, о регулировании бюджетного процесса в региональном законодательстве субъектов Российской Федерации по направлениям, обозначенным для мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».

В ходе обсуждения было установлено:

- федеральное законодательство (статья 1842 Бюджетного кодекса Российской Федерации) позволяет в региональных законах о бюджетном процессе расширить, по сравнению с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом областного бюджета, более чем в 60 субъектах Российской Федерации данная возможность реализована;

- во многих субъектах Российской Федерации предусмотрено предварительное рассмотрение проектов региональных бюджетов до внесения соответствующих проектов законов в законодательный орган власти региона;

- в большинстве субъектов Российской Федерации в законе о бюджетном процессе установлены дополнительные требования к пояснительной записке к проекту закона об областном бюджете и проекту закона о внесении изменений в областной бюджет в части обоснования предлагаемых изменений;

- многие региональные законы о бюджетном процессе содержат регулирование о предварительном рассмотрении внесенного в законодательный орган проекта закона о бюджете на предмет соответствия представленных вместе с законопроектом документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и регионального законодательства;

- комитет по бюджету в соответствии с региональными законами о бюджетном процессе организует и координирует процесс рассмотрения проекта закона о бюджете в постоянных комитетах (комиссиях) законодательных органов и готовит сводное (обобщенное) заключение по проекту закона, а также проект постановления законодательного органа о принятии проекта регионального закона о бюджете в первом чтении.

По результатам изучения опыта субъектов Российской Федерации некоторые положения региональных законов были учтены рабочей группой при разработке проекта закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе».

Рабочая группа согласилась с мнением правового управления аппарата Ярославской областной Думы об отсутствии необходимости приведения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации в связи с изменением федерального законодательства.

Обсудили предложения департамента финансов мэрии города Ярославля по формированию бюджетной политики Ярославской области.

Рассмотрели аналитическую записку Контрольно-счетной палаты Ярославской области о мониторинге правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».

Рабочая группа рассматривала вопросы основных направлений правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» на трех заседаниях: 16 апреля, 23 мая и 9 июня 2014 года.

При рассмотрении этих вопросов за основу был взят проект закона, подготовленный рабочей группой комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам пятого созыва в 2013 году.

Следует отметить предложенные рабочей группой нормы законодательства, которые было решено включить в Закон Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе»:

1. Дополнительную статью о предварительном рассмотрении Ярославской областной Думой документов и материалов по формированию доходов и расходов областного бюджета в форме депутатских слушаний, в том числе состав документов и материалов, сроки представления документов и материалов, сроки проведения депутатских слушаний.

2. Новый детализированный перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона об областном бюджете в Ярославскую областную Думу, кроме документов и материалов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Новую редакцию статьи 10 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» о подготовке к первому чтению проекта закона об областном бюджете. В статье предусмотреть:

1) сроки и процедуру принятия решения комитетом Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам о принятии проекта закона об областном бюджете к рассмотрению Ярославской областной Думой либо о несоответствии состава документов и материалов требованиям статьи 7 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе»;

2) сроки и процедуру направления принятого к рассмотрению законопроекта об областном бюджете в Контрольно-счетную палату Ярославской области и комитеты Ярославской областной Думы;

3) обоснование и процедуру возвращения проекта закона об областном бюджете Губернатору Ярославской области на доработку;

4) сроки и процедуру рассмотрения проекта закона об областном бюджете в комитетах Ярославской областной Думы в соответствии с вопросами ведения и направления предложений и рекомендаций по предмету первого чтения в комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

4. Дополнительные части статьи 15 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» о процедуре рассмотрении во втором чтении проекта закона об областном бюджете, предусматривающие:

1) порядок и сроки рассмотрения в комитетах в соответствии с вопросами ведения свода поправок с заключением Губернатора Ярославской области;

2) роль комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам по подготовке к принятию проекта областного бюджета Ярославской областной Думой во втором чтении.

5. Дополнительную статью, предусматривающую положения о внесении изменений в закон Ярославской области об областном бюджете и в закон Ярославской области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в том числе сроки, состав документов, требования к пояснительной записке.

6. Новый детализированный перечень документов и материалов, представляемых одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета.

7. С целью обеспечения реализации требований статьи 59 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотреть дополнительную статью «Принятие законов Ярославской области, приводящих к изменению доходов (расходов) областного бюджета», учитывающую предложения:

1) законы Ярославской области о внесении изменений в законодательство Ярославской области о налогах и сборах, законы Ярославской области, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты не позднее дня внесения проекта закона Ярославской области об областном бюджете в Ярославскую областную Думу;

2) законы Ярославской области, предусматривающие внесение изменений в законодательство Ярославской области о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Ярославскую областную Думу проекта закона Ярославской области об областном бюджете, приводящие к изменению доходов (расходов) областного бюджета, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов Ярославской области не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

3) внесение изменений в законодательство Ярославской области о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в закон Ярославской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В ходе проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» рабочая группа в виде протокольной записи рекомендует Правительству Ярославской области:

1. Предусмотреть участие депутатов Ярославской областной Думы в работе Бюджетной комиссии при Правительстве Ярославской области или в заседании Правительства Ярославской области по рассмотрению проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2. Размещать в установленные сроки на странице официального портала органов исполнительной власти Ярославской области перечень строек и объектов, планируемых к финансированию за счет средств областного и федерального бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области, в соответствии с каждой редакцией закона об областном бюджете.

3. Представлять в Ярославскую областную Думу и Контрольно-счетную палату Ярославской области одновременно с отчетами об исполнении областного бюджета за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за год информацию об исполнении плановых объемов финансирования перечня строек и объектов, финансируемых за счет средств областного и федерального бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области.

На последнем заседании рабочей группы 9 июня 2014 года были проведены окончательные согласования по всем рекомендациям и предло-жениям, выработанным рабочей группой.

На основании всех решений рабочей группы по проведению правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» был разработан и согласован проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», который по итогам проведения правового мониторинга внесен в Ярославскую областную Думу от группы депутатов Ярославской областной Думы – членов рабочей группы.

 

V. Выводы о состоянии объекта мониторинга
и предложения по принятию необходимых мер для решения проблем,
выявленных в процессе проведения мониторинга

1. Подводя итоги правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе», рабочая группа отмечает, что в Законе не выявлено противоречий, дублирования и коллизий, а также коррупциогенных факторов.

2. Рабочая группа делает вывод о том, что в Ярославской области правовое регулирование вопросов организации и осуществления бюджетного процесса осуществляется в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. В целях дальнейшего совершенствования бюджетного процесса в региональном законодательстве по основным направлениям проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» рекомендуется Ярославской областной Думе принять Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», внесенный депутатами Ярославской областной Думы В.В. Денисовым, Е.Н. Заяшниковым, С.А. Балабаевым, А.Н. Ершовым, А.А. Капраловым, А.П. Лейкиным.