28 апреля в Ярославской областной Думе вице-спикер Николай Александрычев провел совещание, посвященое безопасности общественных пассажирских перевозок. Поучаствовать в работе над проблемой были приглашены представители областной ГИБДД, медицинских учреждений города, профильных департаментов областного правительства и Ярославского автотранспортного союза.
Проблематику совещания задал Николай Александрычев: «Депутатам поступают многочисленные жалобы ярославцев на безобразия, творящиеся в маршрутных такси. Бывает, что водители выходят на работу в нетрезвом состоянии, без медицинского освидетельствования. Нам с вами надо решить, как сделать пассажирские перевозки безопасными для жителей области». Александрычев призвал собравшихся разобраться, кто контролирует здоровье водителей, и кто несет ответственность за нарушение правил перевозки.
Получается, что, с одной стороны, есть коммерческие перевозчики и их деятельность подлежит лицензированию, а, значит, контролируема. С другой стороны, есть лечебные учреждения и медкабинеты в автотранспортных предприятиях, им для осуществления осмотра водителей тоже выдается лицензия. Есть закон, обязывающий проводить медосмотр до и после выхода водителя на маршрут. На деле в большинстве случаев справка о медосмотре становится формальностью: их «проштамповывают» заранее, иногда на неделю вперед. Вот и получается, что за руль могут сесть нетрезвые, больные, алко- и наркозависимые люди. В конечном итоге это угрожает жизни и здоровью ярославцев.
Во мнении, что ситуация приближается к критической, сошлись и сотрудники ГИБДД, и врачи, и представители транспортных компаний.
Сергей Волков, начальник подразделения областного ГИБДД, заявил, что в течение года их служба достаточно часто проводит специальные рейды и выявляет пьяных или нездоровых водителей, не говоря уже об обнаружении технических неисправностей транспортных средств. Результаты проверок исправно направляются в государственный автодорожный надзор, но ведомство наказывать нарушителей не спешит. Так, за прошлый год лицензия была отозвана только у одного перевозчика.
Президент Ярославского автотранспортного союза Роберт Бестаев считает, что причина проблем в слишком большом количестве перевозчиков. Только в Ярославле их почти 130, и большинство располагают двумя-тремя, реже пятью машинами. При таком небольшом транспортном парке предпринимателю невыгодно заключать договор на проведение медосмотра с лицензированной клиникой, проще «договориться». Бестаев считает, что надо перенять опыт Санкт-Петербурга и Казани, которые сократили число перевозчиков до десятка, а мелких предпринимателей обязали «прикрепиться» к крупным компаниям и на их базе проводить медицинский и технический осмотры.
У медиков тоже есть претензии к маршруточникам. Во-первых, как заявил замглавврача областной наркологической клиники Евгений Баскаков, составленными их больницей списками алко- и наркозависимых людей не всегда пользуются другие лечебные учреждения и «дают добро» этим людям на перевозку людей. Во-вторых, мигранты пользуются лазейкой в законодательстве и проходят мед.освидетельствование как разнорабочие, а потом идут работать водителями.
В целом, в ходе совещания был выявлен целых спектр проблем, связанный с работой коммерческого пассажирского транспорта. Кстати, вопрос о безопасности пассажирских перевозок недавно рассматривала областная общественная палата. Депутаты также не собираются оставаться в стороне. Николай Александрычев объявил, что необходимо готовить этот вопрос на парламентские слушания, которые скорее всего будут проведены в самом начале осеней сессии областной Думы.