Сегодня комитет областной Думы по экономической политике занимался вопросами продажи областной собственности, поддержки региональной промышленности, а также заслушал отчет областного правительства о мерах, предпринимаемых по предотвращению экологической катастрофы на тутаевском нефтеперерабатывающем заводе им. Менделеева. Кроме того, о состоянии дел в сфере частного бизнеса в регионе перед народными избранниками отчитался Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Областное правительство предложило существенно расширить список имущества, выставляемого на продажу. Всего в него планируется включить пятнадцать объектов на сумму около 300 миллионов рублей. Депутаты в целом одобрили предложение правительства, но один объект из списка продажи исключили. Парламентарии решили, что продавать ОАО «Кварц», которое занимается добычей щебня для дорожного строительства, преждевременно. Необходимо сначала оценить его вклад в дорожное строительство в регионе и, возможно передать в управление «Ярдормосту».
«Я не вижу смысла продавать предприятие, работающее с прибылью, обеспечивающее работой 40 семей. А проблем с работой в Гаврилов-ямском районе очень много! «Кварц» отчисляет налоги, по 4-5 миллионов рублей - это вроде немного, но для муниципального бюджета сумма значительная. Рядом работаю два частных предприятия – они работают сезонно, деньги в бюджет практически не перечисляют. И если мы говорим о том, что средств в дорожном фонде не хватает, то мы должны искать более дешевые местные материалы», - высказал точку зрения председатель комитета Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству Николай Бирук.
В ходе заседания комитет обсудил предложения экспертного сообщества по поддержке региональной промышленности и прогноза развития Ярославской области.
«В ходе совместного заседания экспертных советов двух комитетов Думы – по бюджету и по экономической политике – эксперты выработали ряд предложения в адрес законодательной и исполнительной власти, которые помогут стабилизировать экономическую ситуацию», - отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Александр Тарасенков.
В частности, эксперты рекомендовали создать в области фонд поддержки промышленности, разработать «дорожную карту» по созданию и развитию межрегионального транспортного узла в Ярославской области, детализировать меры поддержки субъектов промышленной деятельности при производстве импортозамещающей и экспортной продукции.
«Ярославская промышленность является флагманом экономики ярославской области. Это доказали итоги 2015 года и это нам показывают итоги января и февраля 2016 года. Принципиальная позиция – программу поддержки промышленности не уменьшена ни на рубль от программы 2015 года. Объем предполагаемых средств – 200 миллионов рублей, - подчеркнул заместитель Председателя областного правительства Михаил Крупин. - Сегодня мы рассматриваем инструментарий. Один из инструментов – региональный фонд поддержки промышленности. В сентябре губернатор подписал соглашение в Сочи с федеральным фондом поддержки промышленности. И мы уже сегодня получили больше двух миллиардов рублей на наши предприятия».
От поддержки крупной промышленности разговор перешел к помощи среднему и малому бизнесу. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров представил доклад о состоянии дел в этой сфере по итогам своей работы в 2015 году. Он отметил, что у бизнеса остается много претензий в основном к муниципальным властям. Тем не менее, совместными усилиями властей удалось избежать резкого снижения экономических показателей на территории региона.
«Но кардинально ситуация не изменилась, сейчас бизнесу нужна скоординированная и слаженная позиция властей и всех структур имеющих отношение к экономическому блоку. Обращаюсь к депутатам с предложением переформатировать работу с бизнесом, поставив во главу угла решение конкретных проблем бизнеса, не накапливая системные проблемы», - подчеркнул Альфир Бакиров.
Ситуация НПЗ им. Менделеева – яркий пример того, к чему может привести отсутствие внимания к ситуации на промышленных предприятиях. В ходе заседания комитета депутаты заслушали отчет областного правительства о мерах, предпринимаемых для предотвращения экономического и экологического кризиса на этом заводе.
С ноября ситуация на заводе находится на мониторинге областных властей. Кризис возник из-за конфликта между кредитором и собственником завода, который под реализацию инвестпрограммы взял кредит, но вовремя не вернул его. Конфликт вылился в остановку завода и очистных установок, задолженности по зарплате.
Что касается экономической составляющей, то областное правительство ведет диалог с основным акционером предприятия, банком «Московский». Банк обещал предоставить средства для погашения задолженности по зарплатам в объеме 10,8 миллиона рублей. На 15 марта назначено совещание с собственниками завода.
«Экологическая проблема решается следующим образом: сегодня там работает госпредприятие «Ярдормост» по вывозу снега, чтобы не было большого объема талых вод. Второе – сегодня запускается установка «Кари», чтобы не допустить попадания веществ, содержащихся в кисло-гудронных прудах, в Волгу», - подчеркнул Крупин.
Компенсировать затраты области на эту работу будет собственник предприятия. Предварительно антикризисные работы оценены в 30 миллионов рублей.
«Попытки собственников продать этот завод предпринимались давно, - отметил председатель Ярославской областной Думы Михаил Боровицкий. – И основная цель была – избавиться от прудов и затрат по их ликвидации. Как только это произошло, очистка прудов прекратилась. И в одночасье это стало проблемой области».
«Есть большая опасность, что область останется с прудами один на один, так как собственник не выполнит свое обязательство, которое было внесено в договор с Ярославской областью, по их очистке. Завод съежился в несколько раз. Людям в Константиновском работать негде. В Тутаевском районе собирают продукты питания, чтобы поддержать работников предприятия», - подчеркнул критичность ситуации представитель Общественной палаты Анатолий Упадышев.
По итогам обсуждения депутаты потребовали от правительства проработать несколько вариантов сценария, которые бы дали ответ, какие действия нужно предпринять областным властям при том или ином развитии ситуации.