Сегодня в Ярославской торгово-промышленной палате состоялась презентация книги одного из прежних руководителей Ярославского моторного завода Виталия Долецкого. Мероприятие было приурочено к 90-летгнему юбилею Виталия Алексеевича. Поздравить юбиляра и получить из его рук авторский экземпляр книги пришли не только его ярославские коллеги, но и руководители машиностроительных предприятий России и Белоруси. В числе приглашенных были и депутаты Ярославской областной Думы – Николай Александрычев, Сергей Якушев, Виктор Волончунас и Александр Гончаров.
- Виталий Алексеевич - это была Личность на заводе. Со стороны казалось, что страшней Долецого на заводе никого нет. Но страх был только в одном: он требовал от всех честно и порядочно работать. Работать так, как работал он сам, - вспоминает о почти тридцати годах совместной работы с Долецким на ЯМЗ заместитель председателя Ярославской областной Думы Николай Александрычев. – Он, можно сказать, жил на заводе: 14-ти часовой рабочий день был для него нормой. Для меня он всегда был и остается другом, учителем, помощником и соратником. Я всегда чувствовал его поддержку.
«Я благодарен судьбе за каждый мой день работы на заводе, потому что каждый из них - бесценен», говорит в предисловии к книге "Страницы памяти листая..." сам Виталий Долецкий. Он отдал Ярославскому моторному 62 года. Пришел на ЯМЗ в феврале 1954 года мастером, быстро дорос до начальника цеха, затем - до заместителя главного инженера. В 1965 году стал главным инженером предприятия, а в 1982 году вышел приказ о назначении Долецкого генеральным директором производственного объединения «Автодизель». На протяжении 15 лет он руководил крупнейшим предприятием Ярославля.
С именем Виталия Алексеевича Долецкого связана целая эпоха становления и развития ЯМЗ. Это было время, когда создавалось российское дизелестроение. При Долецком началась разработка отечественных дизельных двигателей и техническое перевооружение предприятия. Под руководством Долецкого были созданы силовые агрегаты с маркой ЯМЗ: в 80-х - семейство 840-х двигателей повышенной экономичности и экологической чистоты (ЯМЗ-840 и ЯМЗ-842), в 90-х - высокофорсированный двигатель нового поколения ЯМЗ-7511, отвечающий экологическим стандартам Евро-2. Надёжность ярославских дизельных двигателей была проверена на автомобильных соревнованиях «Париж - Пекин-95», «Париж - Дакар-96», «Мастер-ралли-96», когда автомобили КамАЗ с двигателями из семейства ЯМЗ-840 заняли первые места в классе грузовиков.
В эти годы развивалась и социальная сфера предприятия – для работников завода возведено более 45000 квадратных метров жилья, построен бассейн «Лазурный», дворец спорта «Торпедо», работал свой строительный трест, комбинат общественного питания. Для поддержки сельхозотрасли на баланс предприятия взят совхоз «Революция» в Ярославском районе.
- Моя книга – не только о годах развития ЯМЗ. Но и о трагедии 90-х годов, когда удалось сохранить коллектив и производство, – подчеркивает Виталий Долецкий. – В ней также есть приложение для будущих инженеров с рекомендациями по научной системе организации труда.
- Это было время, когда зарождались прямые связи завода с Белоруссией. Сколько мы выходили по министерским кабинетам . Но делалось все ради того, чтобы коллектив предприятия работал и имя завода осталось всегда на самой высокой ступеньке российского машиностроения, - вспоминает заместитель председателя Ярославской областной Думы Виктор Волончунас.
- Книга создавалась на протяжении трех лет, - отмечает дочь Виталия Долецкого Светлана Аристова. – Очень много людей приняли участие в ее создании: коллеги и друзья Виталия Алексеевича писали о нем воспоминания, делились фотографиями. В книгу также вошли заметки из блокнотов, которые папа брал в рабочие поездки по стране и за рубеж. И там совсем не про достопримечательности, а про то, какие он увидел новые технологии. какие ноу-хау можно было внедрить на заводе, чтобы улучшить качество. Вот такая получилась книга: о нем и о заводе.
СПРАВКА
Долецкий Виталий Алексеевич
Родился 1 августа 1929 года в с. Раскопано Житомирской области Украины. Генеральный директор ПО «Автодизель» (ЯМЗ) в 1982-1997 годах; Президент компании «Русские моторы» в 1997-2002 годах; До 2014 года трудился в структурах, отвечающих за программы развития ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) «Группы ГАЗ».
Лауреат Государственной премии СССР. Доктор технических наук, профессор Ярославского политехнического института, академик Международной и Российской инженерных академий.
Награжден: орденом Ленина (1971), орденами Октябрьской Революции (1976), Трудового Красного Знамени (1981, 1986), Дружбы народов (1993); медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970).
Почётный гражданин Ярославля с 4 мая 2011 года — за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие города.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Участие в заседании ГД при проведении «правительственного часа» на тему «О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства» (в режиме ВКС)