В комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О сентябрьской корректировке
ярославского областного бюджета на 2024 год

13 сентября в Ярославскую областную Думу был внесен законопроект, содержащий очередную (четвертую) в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 20.12.2023 №78-з «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в редакции от 02.07.2024 №28-з.

При подготовке аналитической записки были использованы как собственно законопроект и пояснительная записка к нему, так и данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС). Отдельно рассмотрены текущее исполнение ярославского областного бюджета, показатели по доходной и расходной частям, а также дефициту/профициту бюджета, проведено сравнение с фактическим исполнением ярославского областного бюджета за 2023 год и аналогичным периодом предшествующего года (далее по тексту – АППГ).

1.     Текущее исполнение бюджета

При рассмотрении вопросов корректировки регионального бюджета депутатам необходимо иметь внятное и достаточно полное представление о его текущем исполнении, вне зависимости от стандартной квартальной и даже ежемесячной отчетности. Поэтому перед изучением собственно законопроекта был дополнительно сделан оперативный анализ исполнения ярославского областного бюджета на момент внесения законопроекта (13.09.2024), проведено сравнение со значениями АППГ.

По состоянию на 13.09.2024 года доходы ярославского областного бюджета составили 82,685 миллиардов рублей или 60,01% от плановых значений. Для сравнения, в АППГ поступило на 2,749 миллиардов меньше, однако плановое исполнение достигло 65,30 % (+5,39% к уровню 2024 года).

В части собственных (налоговых и неналоговых) доходов исполнение составило 68,333 миллиардов рублей (58,52% к плану) против 64,454 миллиардов или 67,88% от плановых значений в АППГ.

В абсолютных значениях рост поступления доходов на 13.09.2024 к АППГ составил 3,44% в целом и 6,02% по собственным доходам. Сохранение подобной динамики не позволит достичь по итогам года плановых значений по доходам, установленных в действующей редакции закона об областном бюджете: за три с половиной месяца необходимо собрать более 55 миллиардов рублей и выйти на результат +11,7% по доходам в целом и +21,7% по собственным доходам.

Отметим недостаточный уровень собираемости по ряду доходных источников:

- налог на прибыль организаций – 17,648 миллиардов рублей или 44,77% от плана (-6,591 миллиардов; -27,19% к АППГ);

- доходы от использования государственного имущества – 77,827 миллионов рублей или 16,04% от плана (-82,788 миллионов; -51,54% к АППГ).

Итоги 8,5 месяцев 2024 года показали, что по некоторым доходным источникам прогнозируемый объем годовых поступлений явно завышен:

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 173,559 миллионов рублей или в 12 (!) раз больше, чем в АППГ, но всего лишь     7,23% от плановых значений;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба – 1,364 миллиардов рублей, в 2,13 раз больше, чем в АППГ – но только 26,89% от плана.

С другой стороны, на 13.09.2024 поступления от налогов на доходы физических лиц, на совокупный доход, акцизов, государственной пошлины (70,39%, 90,80%, 68,56% и 74,05% от плана соответственно) значительно превосходят аналогичные показатели в АППГ. Без корректировки прогнозных значений по данным видам доходных источников в сторону увеличения их исполнение по итогам 2024 года с большой долей вероятности превысит 100% от плана.

Объем безвозмездных поступлений на 13.09.2024 следует признать высоким – 14,351 миллиардов рублей или 68,28% от плана, однако их годовые прогнозные значения на рассматриваемую дату составляют лишь 15,25% от общего объема бюджета (в АППГ было 22,44%).

Расходы ярославского областного бюджета на отчетную дату составили 83,312 миллиардов рублей (+8,551 миллиардов, +11,44% к АППГ) или 60,58% (+2,62% к АППГ).

Большинство государственных программ Ярославской области исполняется с превышением показателей АППГ как в абсолютных, так и в относительных значениях. Тем не менее, целый ряд государственных программ на 13.09.2024 характеризуются низким (30% и менее от плановых значений) уровнем исполнения:

- «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (28,37%);

- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (20,72%);

- «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (13,73%);

- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (30,18%);

- «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» (22,22%);

- «Научно-техническое развитие Ярославской области» (19,06%);

- «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (17,28%).

В случае, если по указанным программам плановые значения не будут скорректированы в сторону уменьшения, исполнение многих из них рискует по итогам 2024 года достигнуть низкого уровня эффективности.

Непрограммные расходы на отчетную дату профинансированы в объеме 4,137 миллиардов рублей или 70,07% от плана, что не уступает уровню исполнения наиболее финансово ресурсоемких госпрограмм «социальной триады» (здравоохранение, образование, социальная защита).

Таким образом, на 13.09.2024 года ярославский областной бюджет был исполнен с дефицитом 626,732 миллионов рублей; год назад имел место профицит  5,174 миллиардов.

С более подробной информацией о текущем исполнении ярославского областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке; подробный пакет материалов размещен на официальном сайте Ярославской областной Думы в подразделе «Оперативная информация об исполнении бюджета» http://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_mon/240913preisp.

2. Доходная часть

В законопроекте предлагается уменьшить доходную часть бюджета 2024 года на 3,570 миллиардов рублей – до 134,215 миллиардов.

Предусмотрено сокращение поступлений:

- по налогу на прибыль организаций на 7,482 миллиардов рублей;

- по штрафам, санкциям, возмещению ущерба – на 411,887 миллионов.

При этом в части собственных (налоговых и неналоговых) доходов предлагается увеличить поступления по следующим видам доходных источников:

- на 2,065 миллиардов рублей по налогу на доходы физических лиц;

- на 1,417 миллиардов по налогам на совокупный доход;

- на 411,887 миллионов по акцизам;

Безвозмездные поступления увеличиваются на 429,812 миллионов рублей – до 21,447 миллиардов, что меньше фактических поступлений за 2023 год на 5,972 миллиардов или 21,78%.

Таким образом, по сравнению с фактическим исполнением за 2023 год предполагается рост доходов в 2024 году на 10,839 миллиардов рублей или на 8,79%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам на 16,812 миллиардов или на 17,52%%.

При сохранении существующей динамики (на 16.09.2024 к АППГ +3,11% по доходам в целом и +5,87% по собственным доходам) даже с учетом предлагаемой корректировки достижение плановых показателей по доходам по итогам 2024 года вызывает серьезные сомнения.

С более подробной информацией о предлагаемых изменениях в доходную часть ярославского областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.

3.1. Расходная часть (государственные программы)

Законопроект содержит предложения по увеличению расходной части на 3,412 миллиардов рублей (+2,48% к действующей редакции) – до 140,947 миллиардов. В итоге рост к фактическому исполнению за 2023 год должен составить 12,325 миллиардов рублей или 9,58%.

Общий объем расходов на государственные программы уменьшается на 1,307 миллиардов рублей.

По 13 государственным программам финансирование предлагается увеличить; наиболее существенно – по госпрограмме «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» (+15,758 миллионов рублей или +23,21%), что вызывает некоторое удивление, поскольку на 16.09.2024 она и в действующей редакции была исполнена только на 22,22% от плановых значений.

По 13 госпрограммам расходы снижаются; наиболее существенно – сразу на 600,790 миллионов рублей или на 43,55% – по «Развитию туризма и отдыха в Ярославской области». Также значительно сокращаются госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» (-237,800 миллионов, -14,17%), «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» (-385,260 миллионов), «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» (-118,650 миллионов, -10,93%), «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (-100 миллионов рублей, -32,29%).

По пяти государственным программам Ярославской области расходы остаются без изменения.

Очень серьезно увеличиваются непрограммные расходы: по целевым статьям и группам видов расходов  сразу на 4,719 миллиардов рублей или на 79,93% – до 10,624 миллиардов рублей. Это почти вдвое (на 5,216 миллиардов или 96,43%) превышает фактически исполненные непрограммные расходы за 2023 год.

В основном прирост предполагается направить на:

- поощрение региональных и муниципальных управленческих команд за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти (154,046 миллионов рублей, ранее статья в бюджете отсутствовала);

- финансовое обеспечение расходов на размещение и питание граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, а также на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувших жилые помещения и находящихся в пунктах временного размещения и питания (+32,699 миллионов);

- обеспечение деятельности государственных учреждений (+59,523 миллионов);

- резервные фонды исполнительных органов государственной власти Ярославской области (+1,265 миллиардов рублей).

Кроме того, появляется отсутствующая в действующей редакции целевая строка расходов (код 50.0.00.80100) «Формирование финансового резерва для обеспечения исполнения приоритетных расходных обязательств в соответствии с федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Ярославской области», по которой предусматривается 3,165 миллиардов рублей без какой-либо дальнейшей детализации, что совершенно не способствует «прозрачности» областного бюджета.

С более подробной информацией об изменениях, касающихся государственных программ Ярославской области,  можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.

3.2. Расходная часть (разделы и подразделы бюджетной классификации)

По состоянию на 13.09.2024 утвержденные бюджетные ассигнования (бюджетная роспись) составили 137,869 миллиардов рублей, что на 335,627 миллионов превышает значения, утвержденные областным законом от 02.07.2024 №28-з и на 3,077 миллиардов рублей меньше, чем во внесенном законопроекте.

Поскольку бюджетная роспись на 13.09.2024 являлась наиболее актуальной на момент внесения законопроекта, все сравнения и сопоставления будут проводиться с ней как фактически действующей (по принципу сопоставления с сопоставимым).

По большинству разделов классификации предлагается незначительное, но снижение расходов. Из подразделов, по которым сокращение можно признать значительным (в процентном отношении), отметим следующие:

- «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность» (-180,930 миллионов рублей; -15,29%);

- «Коммунальное хозяйство» (-368,892 миллионов; -6,79%);

- «Массовый спорт» (-289,691 миллионов рублей; -31,02%.

Увеличивается финансирование раздела «Здравоохранение», главным образом благодаря подразделу «Амбулаторная помощь» (+186,687 миллионов рублей, +3,28%).

Предлагается очень значительное (на 6,126 миллиардов рублей или в 2,12 раз) увеличение расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» за счет подразделов «Резервные фонды» (+3,005 миллиардов рублей) и «Другие общегосударственные вопросы» (+3,079 миллиардов). В последнем случае расходы по подразделу составят 7,027 миллиардов рублей. Эти расходы более дробно не детализированы, что опять же в данном конкретном случае не свидетельствует об открытости бюджетного процесса.

Расходы по разделам «Средства массовой информации» и «Обслуживание государственного долга» остаются на прежнем уровне.

Уже традиционно заметна разница между бюджетной росписью и содержащимися в законопроекте плановыми расходами по подразделу «Мобилизационная и вневойсковая подготовка».

С более подробной информацией о предлагаемых изменениях расходной части ярославского областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.

4. Дефицит/профицит бюджета

Дефицит ярославского областного бюджета на 2024 год составит 6,732 миллиардов рублей. В действующей редакции (закон от 02.07.2024 №28-з) бюджет планировался с профицитом 251,069 миллионов рублей.


Приложения на 9 стр.



Начальник управления                                       А.С. Буров