Проект вносит
Губернатор Ярославской области
С.Н. Ястребов
З А К О Н
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов
нормативных правовых актов Ярославской области,
проектов муниципальных нормативных правовых актов
и экспертизы нормативных правовых актов
Принят Ярославской областной Думой
«__» ______________2014 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области регулирует отдельные вопросы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее соответственно – проекты нормативных правовых актов Ярославской области и проекты муниципальных нормативных правовых актов), а также экспертизы и мониторинга фактического воздействия нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее соответственно – нормативные правовые акты Ярославской области и муниципальные нормативные правовые акты).
Статья 2. Предмет оценки регулирующего воздействия, мониторинга фактического воздействия и экспертизы
1. Оценке регулирующего воздействия в соответствии с настоящим Законом подлежат проекты нормативных правовых актов Ярославской области и проекты муниципальных нормативных правовых актов.
Оценка регулирующего воздействия проектов указанных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, областного бюджета и местных бюджетов.
2. Мониторингу фактического воздействия в соответствии с настоящим Законом подлежат нормативные правовые акты Ярославской области и муниципальные нормативные правовые акты, в отношении проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия.
Мониторинг фактического воздействия указанных нормативных правовых актов проводится в целях определения достижения заявленных целей регулирования, оценки положительных и отрицательных последствий действия нормативных правовых актов Ярославской области и муниципальных нормативных правовых актов.
3. Экспертизе в соответствии с настоящим Законом подлежат нормативные правовые акты Ярославской области и муниципальные нормативные правовые акты.
Экспертиза указанных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, на основе анализа фактических результатов применения нормативных правовых актов Ярославской области или муниципальных нормативных правовых актов.
Статья 3. Уполномоченный орган
Организацию деятельности по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, ее нормативно-правовое, информационное и методическое обеспечение, а также оценку качества проведения ее процедуры разработчиками проектов нормативных правовых актов Ярославской области осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в сфере проведения оценки регулирующего воздействия (далее – уполномоченный орган).
Статья 4. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
1) размещение (опубликование) уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта Ярославской области или проекта муниципального нормативного правового акта (далее – уведомление);
2) разработка проекта нормативного правового акта Ярославской области или проекта муниципального нормативного правового акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) и их публичное обсуждение;
3) подготовка заключения по результатам оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Ярославской области или проекта муниципального нормативного правового акта (далее – заключение).
Статья 5. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области
1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Ярославской области, проектов постановлений Ярославской областной Думы, которые вносятся в Ярославскую областную Думу Губернатором Ярославской области, проектов нормативных правовых актов Губернатора Ярославской области и Правительства Ярославской области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ярославской области устанавливается Правительством Ярославской области в соответствии с положениями настоящего Закона.
2. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Ярославской области, проектов постановлений Ярославской областной Думы, которые вносятся в Ярославскую областную Думу депутатами Ярославской областной Думы, устанавливается Ярославской областной Думой в соответствии с положениями настоящего Закона.
3. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов законов Ярославской области, проектов постановлений Ярославской областной Думы, которые вносятся в Ярославскую областную Думу представительными органами муниципальных образований Ярославской области, главами муниципальных районов и городских округов Ярославской области, прокурором Ярославской области в соответствии с их компетенцией, осуществляется в установленном ими порядке в соответствии с положениями настоящего Закона.
4. Органы государственной власти Ярославской области, депутаты Ярославской областной Думы, представительные органы муниципальных образований Ярославской области, главы муниципальных районов и городских округов Ярославской области, прокурор Ярославской области, являющиеся разработчиками проектов нормативных правовых актов Ярославской области, осуществляют этапы оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, указанные в пунктах 1 – 2 статьи 4 настоящего Закона.
5. Проект нормативного правового акта Ярославской области и сводный отчет размещаются в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном в соответствии с частями 1 – 3 настоящей статьи, и направляются в уполномоченный орган для подготовки заключения.
6. Уполномоченный орган в срок не более 15 календарных дней со дня получения проекта нормативного правового акта Ярославской области и сводного отчета подготавливает заключение и направляет его разработчику проекта нормативного правового акта Ярославской области.
Статья 6. Порядок проведения мониторинга фактического воздействия нормативных правовых актов Ярославской области
1. Мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов Ярославской области проводится уполномоченным органом.
2. Порядок проведения мониторинга фактического воздействия нормативных правовых актов Ярославской области устанавливается Правительством Ярославской области.
3. Органы государственной власти Ярославской области по запросу уполномоченного органа представляют необходимые документы и материалы в целях проведения мониторинга фактического воздействия.
Статья 7. Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области
1. Экспертиза нормативных правовых актов Ярославской области проводится уполномоченным органом.
2. Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области устанавливается Правительством Ярославской области.
3. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления, субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности в Ярославской области, их ассоциации и союзы, иные лица могут направлять в уполномоченный орган предложения о проведении экспертизы.
4. Органы государственной власти Ярославской области по запросу уполномоченного органа представляют необходимые документы и материалы в целях проведения экспертизы.
Статья 8. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.
2. Органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, депутаты представительного органа муниципального образования, инициативные группы граждан, а также иные субъекты правотворческой инициативы, являющиеся разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее – разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов), осуществляют этапы оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, указанные в пунктах 1 – 2 статьи 4 настоящего Закона.
3. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия осуществляется органами местного самоуправления (должностными лицами органа местного самоуправления), ответственными за подготовку заключения в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (далее – ответственные за подготовку заключения).
Статья 9. Размещение (опубликование) уведомления
1. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта после принятия решения о его разработке размещает уведомление в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или публикует его в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Уведомление должно содержать:
1) вид, наименование и планируемый срок вступления в силу муниципального нормативного правового акта;
2) сведения о разработчике проекта муниципального нормативного правового акта;
3) обоснование необходимости подготовки проекта муниципального нормативного правового акта, краткое изложение цели его регулирования;
4) круг лиц, на которых будет распространено действие муниципального нормативного правового акта, а также сведения о необходимости установления переходного периода;
5) срок, в течение которого разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта принимаются предложения в связи с размещением (опубликованием) уведомления, который не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения (опубликования) уведомления, а также полный почтовый и (или) электронный адрес разработчика для представления таких предложений;
6) иную информацию, относящуюся к сведениям о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта.
3. О размещении (опубликовании) уведомления разработчик проекта муниципального нормативного правового акта извещает с указанием сведений о месте такого размещения (опубликования):
1) органы и организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в Ярославской области;
2) иные организации, которым разработчик проекта муниципального нормативного правового акта предлагает принять участие в его подготовке.
Статья 10. Порядок рассмотрения предложений о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта
1. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта обязан рассмотреть предложения, поступившие в связи с размещением (опубликованием) уведомления, составить свод этих предложений не позднее 30 календарных дней со дня окончания срока, указанного в пункте 5 части 2 статьи 9 настоящего Закона, и разместить ее в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или опубликовать в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением (опубликованием) уведомления, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта приступает к его разработке.
3. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением (опубликованием) уведомления, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта может принять мотивированное решение об отказе от подготовки проекта муниципального нормативного правового акта.
В случае принятия решения об отказе от подготовки проекта муниципального нормативного правового акта разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает информацию об этом в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или публикует в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и извещает о принятом решении органы и организации, указанные в части 3 статьи 9 настоящего Закона.
Статья 11. Разработка проекта муниципального нормативного правового акта
1. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта подготавливает текст проекта муниципального нормативного правового акта и сводный отчет.
2. Сводный отчет должен содержать следующие сведения:
1) обоснование необходимости подготовки проекта муниципального нормативного правового акта, краткое изложение цели его регулирования;
2) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
3) сведения о соответствии проекта муниципального нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, Ярославской области, нормативным правовым актам органов местного самоуправления;
4) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием;
5) новые полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
6) новые обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений;
7) оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
8) оценка расходов (их наличие или отсутствие) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей, запретов, ограничений либо изменением содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений;
9) риски негативных последствий решения проблемы предложенным способом регулирования;
10) предполагаемая дата вступления в силу муниципального нормативного правового акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу муниципального нормативного правового акта либо необходимости распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения;
11) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
12) сведения о размещении (опубликовании) уведомления, сроках предоставления предложений в связи с таким размещением (опубликованием), свод предложений;
13) иные сведения, которые, по мнению разработчика проекта муниципального нормативного правового акта, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
Статья 12. Публичное обсуждение проекта муниципального нормативного правового акта
1. В целях организации публичного обсуждения разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или публикует в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Проведение публичного обсуждения начинается одновременно с размещением (опубликованием) проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета.
3. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта извещает о начале публичного обсуждения органы и организации, указанные в части 3 статьи 9 настоящего Закона. При этом в извещении указываются:
1) сведения о месте размещения (опубликования) проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета;
2) срок проведения публичного обсуждения, в течение которого разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта принимаются предложения, и способ их представления (полный почтовый и (или) электронный адрес разработчика).
4. Срок проведения публичного обсуждения устанавливается разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта и не может составлять менее 15 календарных дней с даты размещения (опубликования) проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета.
5. Срок проведения публичного обсуждения может быть продлен по решению разработчика проекта муниципального нормативного правового акта. Информация об основаниях и сроке такого продления размещается в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или публикуется в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта обязан рассмотреть предложения, поступившие в установленный им срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, и не позднее 10 календарных дней после окончания срока публичного обсуждения составить сводку этих предложений.
7. По результатам публичного обсуждения в случае необходимости учета поступивших предложений разработчик проекта муниципального нормативного правового акта дорабатывает проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет. При этом дополнительно в сводный отчет включаются сведения о проведении публичного обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, сроках его проведения, свод предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения.
8. При отсутствии поступивших предложений свод предложений не подготавливается, отсутствие предложений фиксируется в сводном отчете.
9. После завершения публичного обсуждения разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает сводный отчет и проект муниципального нормативного правового акта в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или публикует их в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, одновременно с направлением проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета ответственному за подготовку заключения.
10. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта может принять решение об отказе от подготовки проекта муниципального нормативного правового акта.
В случае принятия решения об отказе от подготовки проекта муниципального нормативного правового акта разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает информацию об этом в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или публикует ее в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также извещает об этом органы и организации, указанные в части 3 статьи 9 настоящего Закона.
Статья 13. Подготовка заключения по результатам оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Заключение подготавливается в срок не более 15 календарных дней со дня поступления проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета ответственному за подготовку заключения.
2. Заключение должно содержать выводы о соблюдении разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта порядка проведения оценки регулирующего воздействия, о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, расходов местного бюджета, иные сведения.
3. В случае, если в заключении содержится вывод о том, что при подготовке проекта муниципального нормативного правового акта не был соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта осуществляет оценку регулирующего воздействия, начиная с невыполненного этапа.
4. Заключение подлежит размещению ответственным за подготовку заключения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или опубликованию в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не позднее 5 календарных дней со дня его подготовки.
Статья 14. Порядок проведения мониторинга фактического воздействия муниципальных нормативных правовых актов
Мониторинг фактического воздействия муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.
Статья 15. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.
2. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится органами местного самоуправления (их должностными лицами), ответственными за проведение экспертизы в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (далее – ответственные за проведение экспертизы), на основе анализа фактических результатов применения муниципального нормативного правового акта.
3. Представители предпринимательского сообщества, их ассоциации и союзы, иные лица вправе вносить предложения по проведению экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
4. Результаты экспертизы муниципальных нормативных правовых актов отражаются ответственными за проведение экспертизы в заключении и направляются ими в орган местного самоуправления, принявший муниципальный нормативный правовой акт.
5. Заключение публикуется ответственным за проведение экспертизы в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, или публикуется в ином порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов может проводиться органами и организациями, представляющими интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в Ярославской области, иными лицами, заключения по результатам указанной экспертизы могут направляться ими в орган местного самоуправления, принявший муниципальный нормативный правовой акт.
Статья 16. Применение отдельных положений настоящего Закона в отношении муниципальных образований Ярославской области
Положения статей 8 – 15 настоящего Закона применяются в отношении:
1) городского округа город Ярославль – с 1 января 2015 года;
2) городского округа город Рыбинск, городского округа город Переславль-Залесский и муниципальных районов Ярославской области – с 1 января 2016 года;
3) иных муниципальных образований Ярославской области – с 1 января 2017 года.
Губернатор
Ярославской области С.Н. Ястребов
«__» ____________ 2014 г.
№ __
Пояснительная записка
к проекту закона Ярославской области
«О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»
Проект закона Ярославской области «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.
Проект закона разработан в целях внедрения и совершенствования процедуры проведения оценки регулирующего воздействия в Ярославской области, направленной на выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению.
Проектом закона определены полномочия органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных субъектов, обладающих полномочиями внесения проектов нормативных правовых актов, по вопросам проведения оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, исходя из принципа разделения функций. Как на региональном, так и на муниципальном уровне за разработчиками проектов закреплены обязанности опубликования уведомления, сбора предложений, разработки проекта нормативного правового акта, проведения публичного обсуждения. Заключение по результатам оценки составляется уполномоченным органом (на муниципальном уровне - ответственным за подготовку заключения).
В отношении действующих нормативных правовых актов предусмотрено проведение мониторинга фактического воздействия и экспертизы.
Кроме того, определены функции уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области в сфере проведения оценки регулирующего воздействия.
Принятие проекта закона не повлечет увеличения (уменьшения) расходов или доходов областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.