Проект вносит
депутат Ярославской областной Думы
М.Л.Крупин
ЗАКОН
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
«О внесении изменений в статью 2 Закона Ярославской области
«Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»
Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2013 года
Статья 1
Внести в статью 2 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» («Документ-Регион», 2013. 2 апреля) изменения, заменив в пункте 2 статьи 2 слова «с 23 часов до 8 часов» словами «c 21 часа до 11 часов следующего дня».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор
Ярославской области С.Н. Ястребов
«_____»_____________2013 г.
№_______
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Ярославской области
«О внесении изменений в статью 2 Закона Ярославской области
«Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»
Ситуация с употреблением алкоголя населением, складывающаяся в последние годы в России и в Ярославской области, в частности, характеризуется крайне негативными тенденциями: в целом высокий уровень потребления алкоголя в стране, ежегодный прирост числа несовершеннолетних, употребляющих пиво и слабоалкогольные напитки, высокая смертность населения трудоспособного возраста, связанная с алкогольным опьянением (отравления, травмы, самоубийства, криминальная смертность), рост соматической патологии, обусловленной чрезмерной алкоголизацией (болезни печени, сердечно-сосудистая патология, панкреатиты и пр.), социально-экономические последствия (дорожно-транспортные происшествия, высокая криминогенность, потеря трудоспособности, производственный травматизм, снижение демографических показателей). Несмотря на принимаемые меры в рамках антиалкогольной политики, Ярославская область продолжает оставаться неблагополучной в плане последствий, вызванных алкоголизацией населения. В общей структуре наркологической заболеваемости на долю патологии, связанной с употреблением алкоголя, в 2012г. в Ярославской области приходится 92,1% (в РФ в 2012г. - 80,8%).
Давно установлена прямая связь между злоупотреблением алкоголем и негативными социальными явлениями: рост преступности, производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, снижение профессиональной квалификации и качества труда, рост количества неполных семей, беспризорность и бродяжничество. Все эти проблемы в итоге ведут к серьезным экономическим потерям. По оценкам экспертов, экономические потери в России, связанные со злоупотреблением алкоголя, составляют около 3% ВВП страны ежегодно. Причем, эти цифры учитывают лишь прямые издержки, вызванные алкоголизмом, и не учитывают негативное воздействие чрезмерного употребления алкоголя на все общество, включая сверхсмертность от сердечно-сосудистых и иных заболеваний, обусловленных злоупотреблением алкоголем.
Высокий уровень потребления алкоголя населением непосредственно влияет на уровень преступности. В России около 72% убийств связаны с употреблением алкоголя, по этой же причине происходят до 42% самоубийств.
На основании распоряжения Правительства РФ от 30.12.2009г. №2128-р «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» и в целях снижения негативных социально-правовых и экономических последствий употребления алкоголя населением региона, принят закон Ярославской области № 74-з от 30.12.2009 г. «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в целях ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции». Этим законом установлен запрет на торговлю алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% с 23 часов до 8 утра. С 01.02.2010 вступила в силу ст.14.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 № ЮО-з «Нарушение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции». В 2010 году по указанной статье выявлено 18 правонарушений, в 2011 году – 8.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 2 статья 2 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» от 02.04.2013 установлены ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, с 23 часов до 8 часов.
Однако представляется, что действующие ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, с 23 часов до 8 часов, на фоне реализации Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (Утверждена указом Губернатора Ярославской области от 27.02.2013 №110) (далее - Концепция), не в полной мере отражают цели и задачи стоящие перед регионом.
Внесение изменения по ограничению времени розничной продажи алкогольной продукции, с 21 часа до 11 часов, существенно улучшит показатели таких приоритетных направлений Концепции, как «Среда жизнедеятельности», «Основы жизни и здоровья» и «Развитие человеческого капитала» и приведет к повышению уровня здоровья и качества жизни населения региона.
Следует ожидать, что увеличение времени ограничения розничной продажи алкогольной продукции приведет к сокращению целого ряда косвенных потерь, связанных со злоупотреблением алкоголем, при этом экономический эффект будет возрастать с каждым годом. Особенно высоким он будет в результате сокращения смертности, производственного травматизма, а также роста производительности труда. Помимо этого, ожидается значительный социальный эффект в части сокращения числа разводов, укрепления семьи, сокращения социального сиротства и т.д.
Кроме того, принятие законопроекта не повлечет за собой увеличения расходов (снижения доходов) областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.
В последние годы решение вопросов по борьбе с алкоголизмом вошло в число приоритетных направлений деятельности государства. Об этом свидетельствует, утвержденная В.В. Путиным, концепция антиалкогольной политики, рассчитанная на ближайшее десятилетие. К 2020 году государство намерено более чем вдвое снизить потребление крепких спиртных напитков в стране, существенно сократить смертность от отравлений и злоупотребления алкоголем. Конкретные программы реализации концепции предложено разработать региональным властям.