Об отходах производства и потребления в Ярославской области
Проект закона

Об отходах производства и потребления в Ярославской области

  • Дата внесения : 30 октября 2007
  • Входящий номер : 4796
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; А.М.Дыма

  • Профильный комитет : Комитет по аграрной политике, экологии и природопользованию
  • Статус : Принято Думой

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект

 вносит Заместитель председателя

 постоянной комиссии по аграрной политике,

 экологии и природопользованию

Государственной Думы Ярославской области

А.М.Дыма

ЗАКОН

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят Государственной Думой Ярославской области

Настоящий Закон определяет правовую основу регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления в целях минимизации образования отходов, развития ресурсосберегающих технологий и способов использования отходов в качестве вторичного сырья в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Закон устанавливает права и обязанности физических и юридических лиц при обращении с отходами производства и потребления (далее - отходами), устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Ярославской области в сфере обращения с отходами.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами веществ в атмосферу и со сбросами веществ в водные объекты, с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся при производстве продукции, выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие применения на данном предприятии (организации), в том числе сельскохозяйственные и биологические отходы.

Отходы потребления - изделия, материалы, продукты, утратившие потребительские свойства в результате физического или морального износа, в том числе бытовые и медицинские отходы, другие отходы, образующиеся в результате потребления, использования или эксплуатации продукции.

Отходы опасные - отходы, которые содержат вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или другими опасными свойствами, установленными документально) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека и/или окружающей природной среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Отходы бытовые - различные виды отходов потребления, образующиеся у граждан при переработке вещей в быту, т.е. в целях личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с извлечением прибыли.

Отходы пищевые – продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства при переработке, хранении, транспортировке, употреблении.

Отходы биологические - отходы, образующиеся в результате медицинской и/или ветеринарной деятельности, научной деятельности и экспериментов с живыми организмами, биологическими тканями, гибели животных.

Отходы медицинские - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых над людьми или животными в медицинских или ветеринарных учреждениях.

Отходы сельскохозяйственные - отходы, образующиеся при производстве и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также попутная продукция, не находящие применения на данном производстве.

Жизненный цикл отходов - период времени от образования до ликвидации или использования отходов, в течение которого происходят определенные операции по обращению с этими отходами.

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Вторичное сырье -отходы, которые могут повторно использоваться в хозяйственной деятельности в настоящее время или в ближайшей перспективе с учетом технических возможностей и экономической целесообразности.

Ресурсы вторичного сырья - количественное выражение объемов конкретных видов вторичного сырья.

Сортировка отходов - разделение отходов по определенным признакам в соответствии с системой классификации отходов (вторичного сырья).

Обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения отходов.

Сбор отходов – деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Обезвреживание отходов - обработка отходов различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Размещение отходов – деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронению отходов.

Хранение отходов - содержание в течение определенного времени отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего обезвреживания, использования или захоронения.

Захоронение отходов - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение для размещения отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов между местами или объектами их образования, размещения, обезвреживания, использования.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается разместить определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Паспорт отходов - документ, содержащий единый набор реквизитов, представляющий комплексные сведения о конкретном отходе, удостоверяющий принадлежность отхода к отходам соответствующего вида и класса опасности.

Государственный кадастр отходов - систематизированный свод данных по учету отходов.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление деятельности определенного вида в области обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях.

Сертификация отходов - процедура установления соответствия состава и свойств отходов требованиям или сведениям, которые содержатся в паспортах отходов или иных нормативно - методических документах по отходам.

Идентификация отходов - процедура определения принадлежности конкретных отходов к определенному виду отходов на основе документов и/или контрольных испытаний, замеров и т.д.

Классификатор отходов -информационно-справочный документ целевого прикладного характера, в котором отходы распределяются в соответствии с установленными признаками по виду и классу опасности.

Производитель отходов - юридическое или физическое лицо, чья производственная или иная хозяйственная деятельность связана с образованием, изменением состава, свойств и состояния отходов.

Перевозчик отходов - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие транспортирование отходов в соответствии с лицензией.

Бесхозяйные отходы - отходы производства и потребления, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности.

Экологический паспорт предприятия - нормативно - технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных, других) и определению влияния его производства на окружающую природную среду.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Правовое регулирование в области обращения с отходами на территории Ярославской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Требования настоящего Закона не распространяются на остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются самим лицом, деятельность которого является источником их образования.

Статья 3. Отходы как объект права собственности

Отходы являются объектами права собственности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Ярославской области в сфере обращения с отходами

1.К полномочиям Государственной Думы Ярославской области в сфере обращения с отходами относятся:

а) принятие законов и иных нормативно-правовых актов Ярославской области, направленных на регулирование отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления;

б) осуществление контроля за ходом их исполнения.

2.К полномочиям Правительства Ярославской области в сфере обращения с отходами относятся:

а) реализация государственной политики в сфере обращения с отходами;

б) обеспечение разработки, реализации областных целевых программ и осуществление контроля за их исполнением, участие в разработке и реализации федеральных и межрегиональных целевых программ;

в) организация и координация деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере обращения с отходами;

г) организация разработки и реализации  мероприятий по правовому, организационному, экономическому, научно - техническому, социальному обеспечению стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к внедрению малоотходных технологий, рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья;

д) руководство межрегиональными и межгосударственными связями Ярославской области в сфере обращения с отходами;

е) организация обучения на всех уровнях  образования правилам обращения с отходами производства и потребления, способствующим ресурсосбережению, обеспечению безопасности населения и охраны окружающей природной среды;

з) организация и осуществление государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

и) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с отходами;

к) информационное обеспечение в сфере обращения с отходами;

л) определение порядка и обеспечение ведения регионального кадастра отходов Ярославской области.

Статья 5. Полномочия местного самоуправления Ярославской области в сфере обращения с отходами

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору, транспортировке, утилизации ТБО, строительных и промышленных отходов, выявление несанкционированных свалок и мест скопления мусора и иных отходов, расследование аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды отходами соответствующих территорий и осуществление контроля за их ликвидацией, ведение сводной базы данных по обращению с отходами на территории муниципального образования.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору, транспортировке, утилизации ТБО, строительных и промышленных отходов, выявление несанкционированных свалок и мест скопления мусора и иных отходов, расследование аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды отходами соответствующих территорий и осуществление контроля за их ликвидацией, ведение сводной базы данных по обращению с отходами на территории муниципального образования.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору, транспортировке, утилизации ТБО, строительных и промышленных отходов, выявление несанкционированных свалок и мест скопления мусора и иных отходов, расследование аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды отходами соответствующих территорий и осуществление контроля за их ликвидацией, ведение сводной базы данных по обращению с отходами на территории муниципального образования.

Глава III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 6. Нормирование в области обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
деятельность в области обращения  с отходами, разрабатывают проекты нормативов
образования отходов в производственных процессах и (или) при оказании услуг, а также лимиты на их размещение.

Разработка, утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ранее установленные нормативы могут вноситься изменения в сторону их уменьшения с последующим утверждением в установленном порядке.

2. При нарушении нормативов образования отходов юридические лица
и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 7. Использование отходов в качестве вторичного сырья

1.  Отходы производства и потребления могут быть использованы в качестве
вторичного сырья или по иному назначению с учетом технической (технологической)
возможности,  экономической целесообразности, интересов собственника отходов, экологических условий территории.

2. Основой для создания системы взаимосвязанных организационных, научно -
технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения
образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья, ограничения или
предотвращения влияния отходов на окружающую природную среду являются
федеральные, межрегиональные, областные целевые программы и  программы
муниципальных образований по обращению с отходами.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают и
утверждают в установленном порядке объектовые (локальные) обязательные для
исполнения программы и планы обращения с отходами в составе проектов обоснования
лимитов на размещение отходов.

4. Перевод отходов в категорию вторичного сырья осуществляется собственником отходов в порядке, установленном Правительством Ярославской области.

Статья 8. Требования к размещению отходов

1. Выбор мест под строительство объектов по размещению отходов на территории
Ярославской области осуществляется при наличии:

а) материалов специальных (инженерно - геологических, гидрологических экологических, социальных и других) исследований;

б) согласований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и
законодательством Ярославской области;

в) положительного заключения экологической экспертизы (при её необходимости в силу требований федеральных законов);

Разрешение на захоронение отходов выдается их собственнику в случаях, предусмотренных действующим законодательством и только при обосновании невозможности или нецелесообразности их  дальнейшего использования.

2. Места, выделенные для размещения отходов, используются исключительно для
размещения отходов, заявленных при оформлении разрешения.

3. Отдельному учету,  раздельному складированию и хранению подлежат отходы, которые:  по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичного сырья могут быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению; по своим  характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям; по своим физико-химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.

4. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей природной среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов на месте или после передачи их другим потребителям.

5. Каждый объект  размещения отходов должен иметь экологический паспорт, в котором определены виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению.

6. Объекты размещения  отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Запрещается развитие эксплуатируемых объектов по размещению отходов производства и потребления в местах с неблагоприятными инженерно - геологическими и гидрологическими условиями без разработки и реализации соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных правил,  требований, нормативов по размещению отходов.

8. Запрещается размещение отходов в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, в районах развития геотектонических структур, на территориях залегания полезных ископаемых  и производства горных работ, в других  местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов и где технически затруднено и экономически неэффективно выполнение соответствующих мероприятий, при отсутствии которых может возникнуть опасность для здоровья людей и состояния окружающей природной среды.

9. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими  экологическую экспертизу.

10. Собственник или лицо, имеющее титульное право пользования объектом размещения отходов, обязаны осуществлять экологический мониторинг (контроль состояния, прогноз  изменения состояния, принятие мер по устранению допущенного  отрицательного воздействия и его последствий), выполнять работы по  восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Требования к обращению с отходами на территориях городских, сельских и иных поселений

1. Территории городских, сельских и иных поселений, в том числе места временного нахождения и отдыха граждан (садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, дома отдыха, детские лагеря, кемпинги и др.), а также территории гаражных кооперативов должны регулярно очищаться от отходов.

2. Для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области разрабатывается нормативные акты определяющие  системы сортировки, сбора и ликвидации отходов, предусматривающее:

а) возможность раздельного сбора  организациями или индивидуальными предпринимателями с участием населения представляющих хозяйственный интерес компонентов отходов (металл, стекло, текстиль, макулатура, пластмасса, резина, пищевые отходы и т.д.);

б) организацию мусоросортировочных предприятий или станций на территориях городских поселений;

в) организацию мест накопления, временного хранения и обезвреживания пригодных для использования отходов;

г) регулярную очистку и вывоз с  территорий населенных пунктов отходов, размещённых в неустановленных местах;

д) соблюдение установленных санитарных и экологических, ресурсосберегающих правил, требований и нормативов обращения с отходами;

е) проведение  мероприятий,  направленных на предотвращение образования несанкционированных свалок отходов;

ж) контроль за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами.

3. Организация работ по очистке от отходов территорий городских, сельских и иных поселений, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за соблюдением установленных правил и норм содержания территорий городских, сельских и иных поселений осуществляют органы местного самоуправления, органы государственной власти Ярославской области в соответствии со своей компетенцией, территориальные органы специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или их структурные подразделения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Требования при обращении с опасными отходами

1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду производителем отходов подразделяются на классы опасности  в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, обязаны обеспечивать безопасность своих работников, населения и защиту окружающей природной среды от опасного воздействия отходов.

3. Опасные отходы подлежат размещению или обезвреживанию с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Допускается временное хранение опасных отходов на территории организаций, где эти отходы образуются в результате производственной деятельности, при оформлении соответствующего разрешения, выдаваемого территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в котором устанавливаются сроки, условия и порядок хранения опасных отходов.

4. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются опасные  отходы, может быть ограничена, приостановлена или запрещена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случаях выявления нарушений установленных требований, норм и правил по обращению с опасными отходами или при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для здоровья человека и окружающей природной среды обращение с опасными отходами.

5. Запрещается ввод в  эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, их эксплуатация, если в процессе их функционирования образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

6. Запрещается использовать продукцию, если в процессе ее использования образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

7. Вывоз опасных отходов с территории Ярославской области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации осуществляется при наличии следующих документов:

а) подтверждения уполномоченного  исполнительного органа государственной власти Ярославской области об отсутствии в Ярославской области технической возможности использования, обезвреживания, размещения или ликвидации этих отходов экологически безопасными и эффективными способами;

б) подтверждения юридического лица или индивидуального предпринимателя, обладающего соответствующей лицензией, имеющего на праве собственности или ином праве на территории другого субъекта Российской Федерации место размещения отходов, о согласии принять опасные отходы и о возможности осуществить использование или захоронение отходов экологически безопасным способом;

в) разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на транспортировку опасных отходов с указанием маршрута.

г) лицензии, выданной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами на транспортировку опасных отходов.

г) лицензии, выданной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами на транспортировку опасных отходов.

8. Ввоз опасных отходов с территорий иных субъектов Российской Федерации на территорию Ярославской  области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации запрещается без  специального разрешении представительного и исполнительного органов государственной власти Ярославской области и территориальных органов специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в области обращения с отходами.

9. Транзитные перемещения опасных отходов по территории Ярославской области осуществляются в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Статья 11. Требования к транспортированию отходов

1. Транспортирование отходов производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь отходов (россыпи, пролива и др.), при наличии паспорта отходов и документации для транспортирования отходов с указанием количества отходов, цели и места транспортирования.

2. Порядок транспортирования опасных отходов на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном), требования по обеспечению безопасности работников и предотвращению  вредного воздействия на окружающую природную среду при транспортировании и выполнении погрузочно - разгрузочных работ и другие требования определяются государственными стандартами, нормами и правилами, требованиями, изложенными в законах и иных нормативно-правовых актах РФ.

3. Порядок транспортирования отходов по территории Ярославской области устанавливает Правительство Ярославской области.

Статья 12. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут в установленном порядке первичный учет образования, движения и размещения отходов.

Учету подлежат также отходы, заготовленные специализированными организациями, хранящиеся и захороненные на территории Ярославской области.

Учет и контроль движения и размещения отходов, поступающих из иных субъектов Российской Федерации, производится отдельно.

Учет и контроль при размещении отходов производится инструментальными методами в соответствии с отраслевыми инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

2. Учет, а также статистический учет в области обращения с отходами, представление отчетности, хранение материалов учета осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с обращением с отходами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами ежегодно предоставляют информацию об образовании, движении и размещении отходов в уполномоченные органы исполнительной власти Ярославской области и в органы местного самоуправления городских округов на территории области.

Статья 13. Паспортизация и сертификация при обращении с отходами

1. Основным документом, сопровождающим отходы на стадиях их жизненного цикла,  является паспорт отходов, в котором прописана характеристика отходов с указанием класса опасности, условия безопасного обращения с ними и  возможные направления использования.

Паспортизацию осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с образованием отходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Опасные  отходы подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сертификация состоит в установлении соответствия конкретной партии отхода характеристикам, представленным в паспорте отхода.

Сертификация отходов, не относящихся к классу опасных, производится добровольно или по требованию собственника отходов, а также по требованию государственных органов или органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.

3. Отходы, являющиеся объектом экспорта, импорта, трансграничных перевозок через территорию Ярославской области, подлежат обязательной сертификации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и в соответствии с требованиями международной системы сертификации, признаваемыми Российской Федерацией.

Статья 14. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами

1. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, перемещению опасных отходов подлежит лицензированию. Лицензия выдается на один или несколько видов деятельности в сфере обращения с отходами.

2. Порядок лицензирования в области обращения с отходами определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Нормирование деятельности в области обращения с отходами

1. Для деятельности  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по размещению отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействии на окружающую природную среду устанавливаются лимиты на размещение отходов.

2. Лимит на размещение отходов устанавливает место их размещения, предельные размеры выделяемой площади, объем складируемых или захороняемых отходов, способы и условия размещения отходов, их наименование и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

Разработка и утверждение лимитов на размещение отходов производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Документом, устанавливающим лимит на размещение отходов, является разрешение на размещение отходов.

Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на территории Ярославской области выдается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям  территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной  власти в сфере обращения с отходами по согласованию с территориальным специально уполномоченным органом в области  санитарно- эпидемиологического надзора на основании проекта обоснования лимитов на размещение отходов.

4.Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по переработке отходов осуществляется на основании разрешения на переработку отходов.

Разрешение определяет объемы и способы переработки отходов, перечень перерабатываемых отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду.

Разрешение на переработку отходов выдается территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного органа в области санитарно - эпидемиологического надзора.

5.  При нарушении лимитов на размещение отходов деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами

1. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами предусматривает все виды мероприятий по получению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и населением объективными и достоверными сведениями в установленном законодательством порядке.

2. На территории Ярославской области ведётся банк данных об отходах. В него включаются следующие сведения:

а) о местах и объемах образования отходов производства и потребления различного вида, их свойствах, степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения, возможном направлении использования ресурсов вторичного сырья;

б) о местах и условиях размещения отходов различного вида, их объемах, свойствах, влиянии на состояние окружающей природной среды, лимитах хранения и захоронения;

в) о местах и объемах подготовки, переработки, обезвреживания, использования отходов;

г) о потребностях предприятий области и других субъектов РФ в ресурсах и продукции, получаемой при использовании отходов;

д) о применяемых и перспективных технологиях, средствах и методах переработки, обезвреживания, использования, ликвидации отходов, разработчиках технологий и оборудования, об организациях - изготовителях оборудования;

е) о нормативно-правовых  актах, иных  документах, относящихся к сфере обращения с отходами.

3. Организация и  финансирование информационного обеспечения по вопросам обращения с  отходами производства и потребления возлагаются на Правительство Ярославской области в соответствии с законодательством Ярославской области.

5. Сведения, содержащиеся в банке данных об отходах, являются доступными без ограничений и предоставляются на договорных условиях физическим и юридическим лицам.

Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 17. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также отдельных граждан в сфере обращения с отходами в Ярославской области

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане имеют право:

а) на получение в установленном законодательством порядке полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе об опасности, возникающей при функционировании объектов обращения с отходами;

б) на участие в установленном порядке в разработке мероприятий, связанных с обеспечением безопасности,  ресурсосбережения при проектировании, сооружении и эксплуатации объектов, связанных с образованием и (или) размещением отходов;

в) на возмещение морального и имущественного вреда, причинённого деятельностью, связанной со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, перемещением отходов;

г) осуществлять общественный контроль за обращением с отходами производства и потребления  в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения с отходами в Ярославской области

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны:

а) осуществлять  деятельность по обращению с отходами только при наличии  необходимой  разрешительной документации;

б) принимать необходимые меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и применения малоотходных технологических процессов и производств;

в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок сбора, размещения и транспортирования отходов;

г) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими требованиями;

д) обеспечивать накопление, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;

е) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов производства и потребления.

ж) возмещать вред окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причинённый деятельностью, связанной со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, перемещением отходов;

з) обеспечивать  профессиональную подготовку и постоянное повышение квалификации работников, непосредственно задействованных в сфере обращения с отходами.

Статья 19. Воспитательная и просветительская деятельность по проблемам обращения с отходами

1. Органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность  целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди населения Ярославской области по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.

2. Распространение  информации по безопасному, ресурсосберегающему обращению с отходами  осуществляется через средства массовой информации, посредством выпуска литературы, наглядной агитации, листовок и другими способами, предусмотренными действующим законодательством.

Глава V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 20. Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами

1.Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Ярославской области направлено на:

- уменьшение количества образуемых отходов;

- увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;

- уменьшение объемов захоронения отходов;

- применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;

- обеспечение равных возможностей для  юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;

-повышение ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей природной среды.

2. Механизм  экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать:

а) дифференцирование платежей за размещение отходов в зависимости от класса опасности и сырьевой ценности отходов, их пригодности и подготовленности для последующего использования, от экологической обстановки на соответствующей территории, от потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующей территории во вторичном сырье, за превышение установленных лимитов на размещение отходов;

б) предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим уменьшение образования отходов, сортировку, сбор, обезвреживание, переработку и использование отходов с применением экологически приемлемых технологий, налоговых льгот;

в) дифференцирование платы за услуги по сбору, переработке, размещению отходов с учетом их объема, класса  опасности, экологической надежности их размещения, месторасположения объекта размещения;

г) целевое финансирование научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ, пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов;

д) применение ускоренной  амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами;

е) уменьшение платежей за загрязнение окружающей природной среды или освобождение от них за выполнение природоохранных мероприятий или зачисление средств, затраченных на выполнение этих мероприятий, в счет указанных платежей.

3. Налоговые льготы устанавливаются законом Ярославской области в соответствии с действующим законодательством.

4. Органы местного  самоуправления муниципальных образований Ярославской области вправе устанавливать налоговые и другие льготы субъектам деятельности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.

5. Порядок корректировки размера платежей в счет выполнения природоохранных мероприятий устанавливается Правительством Ярославской области.

Статья 21. Плата за размещение отходов

1. Плата за размещение отходов взимается с юридических лиц независимо от их организационно  - правовых форм, индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы неподлежащие утилизации.

2. Базовые нормативы платы за размещение отходов, порядок установления и взимания платы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Дифференцированные ставки платы за размещение отходов устанавливает Правительство Ярославской  области по согласованию с территориальным органом специально  уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды на основании базовых нормативов платы за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях, лимитов на размещение отходов, количества и классов опасности отходов.

4. Плата за размещение отходов перечисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленная законодательством Российской Федерации часть платы, поступающая в областной бюджет, используется по целевому назначению.

Статья 22. Плата за услуги по сбору, переработке и размещению отходов

1. Плата за услуги по сбору, переработке, обезвреживанию отходов должна стимулировать собственников отходов на деятельность по использованию отходов как самостоятельно, так и по передаче отходов другим субъектам для их использования.

2. Плата за услуги по сбору, переработке, обезвреживанию и размещению отходов определяется в зависимости от видов отходов, технической возможности и экономической целесообразности соответствующих мероприятий, экологической обстановки и хозяйственных интересов территории.

3. В состав платы за захоронение отходов включаются доли затрат на возмещение потерь и ущерба, связанных с изменением целевого использования земель, рекультивацию отработанных земель, проведение мониторинга окружающей природной среды как  в период эксплуатации объекта по захоронению отходов, так и в период обустройства территории после завершения ее рекультивации.

Период обустройства территории определяется в технических условиях рекультивации, утверждаемых в установленном порядке, но не должен превышать 5 лет.

Средства для возмещения указанных затрат накапливаются при эксплуатации объекта по захоронению отходов и используются строго по целевому назначению.

4.В случае принятия решения Правительством Ярославской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области о целесообразности переработки того или иного вида отходов, то плата за услуги по захоронению этих отходов должна быть выше, чем за услуги по их переработке.

5.Порядок расчета платы за услуги по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов устанавливает Правительство Ярославской области.

6. Конкретный размер платы за оказываемые услуги определяется договором между сторонами.

Глава VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 23. Государственный контроль в сфере обращения с отходами на территории Ярославской области.

1.Государственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют органы государственной власти Ярославской области и территориальные органы специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2.Государственный контроль в области обращения с отходами осуществляется по следующими направлениям:

- соблюдение экологических, санитарных и иных правил, требований, норм и нормативов в области обращения с отходами, в том числе предусмотренных ратифицированными международными договорами;

- соблюдение требований к перемещению (в том числе трансграничному) отходов;

- соблюдение требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе требований пожарной, радиационной и химической безопасности при обращении с отходами;

- определение влияния объектов размещения отходов на состояние окружающей природной среды;

- соблюдение условий осуществления деятельности в области обращения с отходами, установленных соответствующей лицензией и разрешением;

- выполнение мероприятий по минимизации образования отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

-  установление полноты и достоверности предоставляемой информации в области обращения с отходами;

-определение мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области обращения с отходами;

3.Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения с отходами, вправе:

-ставить вопрос о привлечении в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и настоящего Закона, к уголовной или административной ответственности;

-предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда;

-ограничивать, приостанавливать или прекращать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами.

4. Акты органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Контроль органов местного самоуправления в области обращения с отходами

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области осуществляют контроль за деятельностью предприятий и организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.

Статья 25. Производственный контроль в области обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль соблюдения  требований законодательства Российской Федерации и настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Ярославской области.

2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Статья 26. Общественный контроль в области обращения с отходами

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с целью проверки выполнения требований настоящего Закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 27. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами

1. Юридические лица,  индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещения причинённого вреда.

3. Споры по вопросам  обращения с отходами решаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 29. Формы сотрудничества

1.Ярославская область принимает участие в международном и межрегиональном научно - техническом, экономическом и организационно - правовом сотрудничестве в сфере обращения с отходами путем обмена научно-техническими достижениями, прогрессивными технологиями, опытом материально - технического, организационного и правового обеспечения решения проблем отходов, проведения и финансирования совместных мероприятий по ресурсосбережению и более эффективному обращению с отходами.

2.Международное межрегиональное сотрудничество основывается на добровольности и равноправии отношений сторон и оформляется соответствующим договором.

3. Если международным  договором по вопросам обращения с отходами и их трансграничным перевозкам предусматриваются иные правила, нежели те, что предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

4. Поступление и размещение отходов производства и потребления с территории иного субъекта Российской Федерации с целью их переработки и/или захоронения на территории Ярославской области производится в порядке, установленном договором между органами государственной власти Ярославской области и  соответствующего субъекта Российской Федерации. В договоре должны предусматриваться лимиты на размещение и переработку отходов в целом для данного субъекта Российской Федерации на конкретный долгосрочный период; режим поступления и схема размещения отходов; механизм совместного контроля объема и качества отходов, их размещения на установленных объектах, режима поступления; механизм оплаты в полном объеме услуг по приему отходов на размещение и переработку в пределах установленного лимита и сверх лимита, а также возмещения социально - экологического ущерба; условия выделения земельных участков для размещения объектов по переработке и захоронению отходов, поступающих с территории данного субъекта Российской Федерации; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Порядок и источники финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, других источников.

Статья 31. Приведение нормативных правовых актов Ярославской области в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты Ярославской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор Ярославской области

А.И.Лисицын

Пояснительная записка

к проекту закона Ярославской области «Об отходах производства и потребления в Ярославской области»

Появление отходов в быту и производственной деятельности является неизбежным следствием переработки сырья и продуктов в необходимые человеку предметы. Отходы в меньшей или большей степени, но всегда оказывали отрицательное влияние на среду обитания, часто приводили к значительным бедствиям, отравлению окружающей среды, возникновению эпидемий, гибели природы и людей.

Развитие науки и появление новых технологий, осознание необходимости сохранить нормальные условия для жизни оказывают существенное влияние на культуру, как производства, так и повседневной жизни. Однако вместе с углублением переработки сырья, и следственно уменьшения объемов образования отходов на производствах, в быту количество отходов растет. Особенно это относится к упаковке и упаковочным материалам.

В последние годы количество отходов многократно выросло. Это привело к повсеместному образованию свалок строительных, производственных и бытовых отходов по всей территории области. Особенно замусорены опушки лесов и придорожные зоны. Существующая система управления процессами сбора, переработки и утилизации отходов не обеспечивает экологическую безопасность на территории Ярославской области.

Ныне действующий федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» имеет общий характер, а, учитывая реформу административной системы управления у новых административных образований отсутствуют конкретные способы решения в области обращения с отходами. Это затрудняет деятельность предприятий и организаций, приводит к необоснованным затратам, тормозит решение задач в обращении с отходами производства и потребления.

Настоящий законопроект уточняет и конкретизирует положения Федерального закона, дополняет перечень видов отходов и требования к обращению с отходами, применительно к условиям Ярославской области. Устанавливает полномочия, формы и методы деятельности различных уровней власти, права и обязанности природопользователей Ярославской области в решении нарастающих проблем в области обращения с отходами.

В законопроекте изложены механизмы экономического регулирования, контроля и ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами формы сотрудничества в сфере обращения с отходами.

Закон не требует внесения изменений в бюджет Ярославской области.

 

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Время: 12:00

Участие в заседании ГД при проведении «правительственного часа» на тему «О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства» (в режиме ВКС)