Проект постановления

О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 3

  • Дата внесения : 23 июня 2020
  • Входящий номер : 1559
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; комитет  по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи

  • Профильный комитет : Комитет по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи
  • Статус : Отозвано

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект

вносит комитет

по образованию, культуре, туризму,

спорту и делам молодежи

Ярославская областная Дума

седьмого созыва

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от                                                                №

г. Ярославль

 

 

О внесении в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации

в качестве законодательной инициативы проекта

федерального закона «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации» и статью 36

Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения»

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Ярославская областная Дума 

П О С Т А Н О В И Л А: 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений вФедеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Осипова И.В. представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанный проект федерального закона.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

5. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».

 

Председатель

Ярославской областной Думы                                            А.Д. Константинов


 

                                                                            Вносится

                                                                            Ярославской областной Думой 

                                                                       Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
и статью 36 Федерального
закона
 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802; 2004, №35, ст. 3607; № 52, ст. 5274; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 18, ст. 2151; № 23, ст. 2773; № 51, ст. 6163; 2011, № 30, ст. 4600; 2013, № 14, ст. 1666; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6329; 2015, № 27, ст. 3970; № 29, ст. 4365; № 48, ст. 6724; 2017, № 1, ст. 6; 2018, № 17, ст. 2434; № 24, ст. 3403; 2019, № 42, ст. 5801; № 52, ст. 7832; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в абзаце шестом слова «граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую» заменить словами «индивидуальные предприниматели, осуществляющие»;

б) дополнить новым абзацами десятым, одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:

«временный присмотр за детьми - комплекс мер по организации в дневное время  досуга детей, осуществляемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения) продолжительностью не более 12 часов подряд, обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, вне связи с получением детьми образования и (или) с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

уход и присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанные с  осуществлением образовательной деятельности – комплекс мер по организации питания и хозяйственно - бытового обслуживания детей, обеспечению  соблюдения ими личной гигиены  и режима дня, осуществляемый организациями, оказывающими услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста;

организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста – организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность. В целях настоящего Федерального закона к организациям, оказывающим услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность;»;

в) абзацы десятый - тринадцатый считать соответственно абзацами тринадцатым - шестнадцатым;

2) дополнить статьей  101следующего содержания:

«Статья 101 . Защита прав и законных интересов детей при оказании услуг по временному присмотру за детьми

 

1. Мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми не вправе осуществлять лица:

 не имеющие личной медицинской книжки;

 признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

 имеющие  или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

 2. Родитель (лицо, его заменяющее) при передаче ребенка под временный присмотр обязан:

 предъявить документ, удостоверяющий личность;

 в письменной форме: предоставить реквизиты документа, удостоверяющего личность, дать информированное добровольное согласие на осуществление временного присмотра за детьми, сообщить способы оперативной связи с ним,  подтвердить отсутствие у него сведений о наличии у ребенка простудных и иных инфекционных заболеваний, а также их признаков;

забрать ребенка по требованию лица, осуществляющего мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми, обусловленному интересами ребенка, его психологическим и физическим состоянием (настойчивое требование вернуться к родителю (лицу, его заменяющему), появление признаков ухудшения состояния здоровья, причинение или угроза причинения вреда другим детям и т.д.).

3. Период, в течение которого ребенок может непрерывно находиться под временным присмотром, определяется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по временному присмотру за детьми, с учетом предельной продолжительности пребывания ребенка под временным присмотром, указанной в абзаце десятом статьи 1 настоящего Закона.

 4. Отношения родителя (лица, его заменяющего) и юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по временному присмотру за детьми, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.»;

3) дополнить статьей  102следующего содержания:

«Статья 102 .  Защита прав и законных интересов детей при оказании услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, не связанных с  осуществлением образовательной деятельности

 

1. В целях  повышения качества и безопасности детей организация, оказывающая услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста обязана:

создавать безопасные условия пребывания в ней детей, обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи детям в период их пребывания в организации, оказывающей услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах лиц,  допущенных к мероприятиям с участием детей в рамках ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста, несвязанных с осуществлением образовательной деятельности, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности,  наличие санитарно-эпидемиологического заключения  о соответствии деятельности, осуществляемой организацией, оказывающей услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, санитарно-эпидемиологическим требованиям;

исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

2. Мероприятия с участием детей в рамках ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста, не связанных с  осуществлением образовательной деятельности не вправе осуществлять лица:

 не имеющие личной медицинской книжки;

 признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

 имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям)за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.»;

4) в статье 141:

а) в абзаце первом пункта 2 после слов «мероприятия по образованию, воспитанию,» дополнить словами «временному присмотру, уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, несвязанных с осуществлением образовательной деятельности,»;

б) в абзацах втором и третьем пункта 3 слова «граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» заменить словами «индивидуальных предпринимателей»;

в) в пункте 8 слова «гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,» заменить словами «индивидуальными предпринимателями».

Статья 2

Внести в абзац четвертый пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №  14, ст. 1650; 2013, № 27, ст. 3477) изменение, изложив его в следующей редакции:

«при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также лиц, осуществляющих мероприятия по временному присмотру за детьми или по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, не связанных с осуществлением образовательной деятельности».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 

 

          Президент

Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

         Законопроект разработан в целях устранения пробелов правового регулирования в сфере оказания услуг по временному присмотру за детьми и услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими образовательную деятельность  (детские игровые комнаты,  игровые зоны, детские клубы и центры, развивающейся направленности,  иные дошкольные учреждения, оказывающие  услуги про присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста без реализации образовательных программ и. т. д).

         В настоящее время во многих торговых центрах, ресторанах, на первых этажах  жилых зданий и прочих общественных местах функционируют детские игровые комнаты и иные аналогичные помещения либо части помещений (игровые центры, игровые зоны, детские клубы и т.д.), где осуществляется временный присмотр за детьми, родители которых могут оставить их, например, на время совершения покупок (далее - игровые комнаты). В таких игровых комнатах есть игры, игрушки, другое необходимое оборудование, а также работают сотрудники, которые присматривают за детьми.

Вместе с тем деятельность игровых комнат не имеет специального законодательного регулирования, не установлены нормы о защите прав и законных интересов детей при оказании услуг по временному присмотру за детьми.

Кроме того не в полной мере урегулирована  и деятельность по предоставлению услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими образовательную деятельность (семейные клубы, частные ясли - сады, студии и иные детские центры, развивающейся направленности-в частности, ОКВЭД 88.9, 88,91).

Наличие указанного пробела правового регулирования не позволяет собрать и проанализировать информацию, достоверно свидетельствующую о надлежащей защите прав и законных интересов детей во время их пребывания в данных организациях, в частности о том, что лица, осуществляющие мероприятия  по присмотру за детьми в игровых комнатах и присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, не связанных с осуществлением образовательной деятельностью, не представляют для них опасности.

Учитывая необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов детей во время их нахождения в игровых комнатах и в организациях, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющих образовательную деятельность, проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - законопроект) предлагается установить требования к деятельности по временному присмотру за детьми и  деятельности по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, не связанных с образовательной деятельностью.

Законопроектом предлагается нормативно закрепить в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» понятия «временный присмотр за детьми, «уход и присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанный с осуществлением образовательной деятельности», «организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста».

Под указанными понятиями предлагается понимать:

временный присмотр за детьми - комплекс мер по организации в дневное время досуга детей, осуществляемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения) продолжительностью не более 12 часов подряд, обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, вне связи с получением детьми образования и (или) с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

уход и присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанные с  осуществлением образовательной деятельности – комплекс мер по организации питания и хозяйственно - бытового обслуживания детей, обеспечению  соблюдения ими личной гигиены  и режима дня, осуществляемый организациями, оказывающими услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста;

организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста – организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность. В целях настоящего Федерального закона к организациям, оказывающим услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность.

 Таким образом, временный присмотр за детьми и уход и  присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанный с  осуществлением образовательной деятельности, не являются присмотром и уходом, установленным пунктом 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который оказывается именно организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и по общему правилу связан с получением детьми образования. Кроме того, временный присмотр за детьми не носит систематический характер, в то время как организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми на постоянной (регулярной) основе.

Законопроектом также предусматривается установление следующих ограничений к лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми и присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, не связанного с осуществлением образовательной деятельности:

- отсутствие личной медицинской книжки;

- признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- наличие судимости за преступления против личности, основ конституционного строя, мира и безопасности человечества.

Следует также отметить, что лица, осуществляющие  мероприятия с участием детей в рамках оказания вышеназванных могут осуществлять свою деятельность не только по трудовому договору, но и в рамках гражданско-правовых отношений, в связи с чем указанные выше ограничения необходимо установить именно в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а не в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Законопроектом также предусматриваются обязанности родителей (лиц, их заменяющих), связанные с передачей ребенка под временный присмотр, в частности, предъявление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также предоставление в письменной форме его реквизитов, информированного добровольного согласия на осуществление временного присмотра за детьми, сообщение способов оперативной связи с ними, подтверждение отсутствия сведений о наличии у ребенка простудных и иных инфекционных заболеваний, их признаков. Кроме того, принимая во внимание необходимость поддержания в игровой комнате благоприятной для детей обстановки с учетом норм социального общения и принятых в обществе нравственных ценностей, родитель обязан письменно подтвердить согласие забрать ребенка по требованию лица, осуществляющего временный присмотр за детьми. Такое требование должно быть обусловлено интересами ребенка, его психологическим и (или) физическим состоянием (настойчивое требование вернуться к родителям (лицам, их заменяющим), появление признаков ухудшения здоровья, причинение или угроза причинения вреда другим детям и т.д.).

 Поскольку в настоящее время имеется довольно много видов игровых комнат, правила временного присмотра за детьми в них могут различаться. Это обусловлено тематической направленностью, расположением, площадью и прочими характеристиками игровой комнаты. Кроме того, необходимо учитывать гражданско-правовой характер отношений по оказанию услуг по временному присмотру за детьми. Указанные факторы предопределяют то, что правила оказания услуг по временному присмотру за детьми должны устанавливаться игровыми комнатами самостоятельно, но в соответствии с требованиями законодательства.

Также, законопроектом вносятся изменения в статью 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

 Согласно законопроекту нормы о проведении гигиенического воспитания и обучения, необходимых для получения личной медицинской книжки, должны распространяться также на лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми и лиц, осуществляющих мероприятия по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, несвязанных с осуществлением образовательной деятельности (статьи 34 и 36 Федерального закона № 52-ФЗ, приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»).

 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 

Принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений в:

1) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»;

2) приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»;

3) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства.

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»
и статью 36 Федерального закона

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.