о деятельности Ярославской областной Думы
за прошедший год
(октябрь 2014 года – сентябрь 2015 года)
Настоящий отчет о деятельности Ярославской областной Думы (далее по тексту – Дума) представляется в соответствии со статьей 23 Регламента Думы. Отчетный период – с октября 2014 года по сентябрь 2015 года.
За указанный период проведено 9 плановых (в соответствии с Программами законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2014 и 2015 годы) и 5 внеплановых заседаний Думы. Было рассмотрено 411 вопросов и принято 115 законов и 373 постановления, в том числе:
о принятии проектов законов и законов Ярославской области – 240;
о назначениях, избраниях – 27;
о деятельности Думы – 30;
взаимодействие с Российской Федерацией – 25;
награждения – 14;
депутатская деятельность –20;
другое – 17.
Всего с октября 2014 года по сентябрь 2015 года на рассмотрение Думы в качестве законодательной инициативы внесено 129 проектов законов Ярославской области, из которых по состоянию на сентябрь 2015 года 101 приняты как законы Ярославской области1, 4 остаются принятыми в первом чтении, 8 готовится к первому чтению2, 7 отклонены, 10 отозваны внесшими их субъектами права законодательной инициативы.
Из числа внесенных в отчетном периоде законопроектов: 87 (67%) внесено Губернатором Ярославской области, 32 (25%) – депутатами Думы, 5 – органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (4%), 3– прокурором Ярославской области (2 %); 1 – Губернатором Ярославской области совместно с прокурором Ярославской области (0,7%); 1 – Избирательной комиссией Ярославской области (0,7%) (Приложение 1).
К рассматриваемым в Думе проектам законов Ярославской области вносились поправки. Всего внесены 472 поправки (за исключением отозванных), в том числе 186 поправок (39%) внесены Губернатором Ярославской области (из них 178 приняты, 8 отклонены), 264 (56 %) – депутатами Думы (из них 175 приняты, 93 отклонены), 12 (2,5 %) – прокурором Ярославской области (приняты), 4 (0,8 %) – Избирательной комиссией Ярославской области (приняты), 2 (0,4 %) органами местного самоуправления (1 принята, 1 отклонена).
Группировка принятых законов области и постановлений по сферам деятельности, принятых в отчетном периоде, представлены в Приложениях 2 и 3.
В отчетном периоде можно отметить особенно тесную работу и плодотворное сотрудничество Ярославской областной Думы совместно с органами исполнительной власти Ярославской области над проектом закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Документ был принят после тщательной и всесторонней проработки базового законопроекта, внесенных поправок и предложений. Впервые был опробован механизм так называемого «нулевого чтения» областного бюджета на очередной финансовый год.
В марте и июне 2015 года в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета Думой были рассмотрены и приняты законы Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
В части совершенствования бюджетного и налогового законодательства были рассмотрены и приняты следующие Законы Ярославской области:
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе». Был выработан принципиально новый механизм участия Думы в предварительном рассмотрении проектов государственных программ Ярославской области (и внесения изменений в них), уточнен перечень документов, поступающих в Думу при «нулевом чтении» бюджета, установлена императивная обязанность размещения в информационно-коммуникационной сети Internet актуальных редакций государственных программ Ярославской области и подпрограмм.
В сфере экономики был принят ряд важных базовых законов:
- Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;
- Закон Ярославской области «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»;
- Закон Ярославской области «О промышленной политике в Ярославской области». Большим достижением Думы можно считать, именно по ее предложению 2015 год был признан в Ярославской области «Годом промышленности», ряд промышленных предприятий получили реальную поддержку.
Из принятых в сфере аграрной политики, экологии и природопользования законов Ярославской области можно отметить:
- Закон Ярославской области «О содержании собак и кошек в Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области».
В сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики были приняты следующие важные и социально значимые областные законы:
- «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области»;
- «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области»;
- «О внесении изменений в статью 3 Закона Ярославской области «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»;
- «О внесении изменений в статью 5 Закона Ярославской области «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области»;
- «Об отдельных вопросах предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области». Стоит отметить, что Думе совместно с Правительством Ярославской области удалось запустить на территории региона сложный механизм организации и реализации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В сфере градостроительства, транспорта и дорожного хозяйства были приняты следующие важные нормативные документы:
- Закон Ярославской области «Об утверждении дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении областному бюджету из федерального бюджета бюджетного кредита для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения)»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Ярославской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Ярославской области «О дорожном фонде Ярославской области и муниципальных дорожных фондах». Депутаты регулярно принимают участие в выездных заседаниях рабочей группы по контролю качества выполнения работ по строительству, реконструкции и содержанию дорог. Эта деятельность, доказавшая свою эффективность, должна быть продолжена.
В рамках важнейшего социального блока вопросов из принятых областных нормативных актов можно отметить в сфере социальной политики и здравоохранения можно отметить следующие Законы Ярославской области:
- «О внесении изменений в статью 37 Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей»;
- «О внесении изменений в законы Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» и «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ярославской области».
В сфере образования, культуры, туризма, спорта и молодежной политики:
- «О внесении изменений в статью 6 Закона Ярославской области «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области»;
- «О праздниках и памятных датах Ярославской области»;
- «О внесении изменения в приложение 2 к Закону Ярославской области «О нормативах бюджетного финансирования образовательных организаций»;
- «О внесении изменений в статью 6 Закона Ярославской области «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» и в статью 1 Закона Ярославской области «О внесении изменений в статью 6 Закона Ярославской области «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области»;
- «О внесении изменения в приложение 2 к Закону Ярославской области «О нормативах бюджетного финансирования образовательных организаций»;
- «О внесении изменений в статью 9 Закона Ярославской области «О физической культуре и спорте в Ярославской области».
В сфере общих вопросов законодательства, вопросов государственной власти и местного самоуправления стоит отметить принятие Закона Ярославской области:
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»;
- «О системе избирательных комиссий Ярославской области»;
- «О возложении на Уполномоченного по правам человека в Ярославской области функций Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области».
В части вопросов, регламентирующих депутатскую деятельность, можно отметить следующие принятые законопроекты:
- «О внесении изменений в статью 19 Закона Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О наградах»;
- «О депутатском расследовании Ярославской областной Думы»;
- дважды вносились изменения в регламент Думы.
При всех комитетах Думы созданы и активно функционируют экспертные советы по профильным направлениям их деятельности.
Более подробная информация о специфике рассмотренных за отчетный период вопросов изложена в отчетах комитетов Думы, а также в Приложении 4 к отчету.
В течение отчетного периода Дума внесла 2 федеральные законодательные инициативы:
- поправки к проекту федерального закона № 472515-6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Постановление Думы от 28.10.2014 № 277), которые направлены на создание эффективного механизма правового регулирования отношений в сфере осуществления таксомоторных перевозок.
- проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств» (Постановление Думы от 31.03.2015 № 75), направленный на обеспечение условий для повышения безопасности дорожного движения за счет установления ряда требований к проведению технического осмотра транспортных средств, сохранение территориальной и ценовой доступности для населения услуг по проведению технического осмотра, обеспечение добросовестной конкуренции операторов технического осмотра.
Содержание внесенных федеральных законодательных инициатив и стадия их рассмотрения в федеральных органах государственной власти отражены в Приложении 5 к отчету.
Также Дума приняла 16 обращений к органам власти по наиболее острым и насущным вопросам. Специфика обращений и реагирование на них отражены в Приложении 6 к отчету.
Ярославская областная Дума в отчетном периоде продолжала осуществлять правовой мониторинг и мониторинг правоприменения нормативных актов.
Так, был проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в части совершенствования работы по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и утилизации мусора. В связи с существенными изменениями законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, рабочей группой были выработаны рекомендации:
- рекомендовать Правительству Ярославской области проработать вопрос по созданию регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- предложить департаменту жилищно-коммунального комплекса Ярославской области проанализировать возможности лицензирования объектов для размещения отходов с учетом внесенных изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступающих в силу с 1 января 2016 года;
- направить в Министерство юстиции Российской Федерации и Правительство Ярославской области предложение о включении в план мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год мониторинг Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Проводился мониторинг правопримения Положения о Почетном знаке Ярославской областной Думы «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма», Положения о Почетном знаке Ярославской областной Думы «За вклад в развитие Ярославской области». По итогам мониторинга были внесены изменения в указанные Положения, согласно которым:
- из перечня лиц, представляемых к награждению Почетными знаками Ярославской областной Думы «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма» и «За вклад в развитие Ярославской области» исключены иностранные граждане;
- Почетными знаками Ярославской областной Думы награждаются только те лица, которые уже награждены Почетной грамотой Ярославской областной Думы;
- При награждении Почетными знаками Ярославской областной Думы исключена выплата единовременного денежного поощрения в размере 10 тысяч рублей.
Был проведен мониторинг правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з«О межбюджетных отношениях», по результатам которого принято Постановление от 26.05.2015 № 173 «Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» и направлены рекомендации Правительству Ярославской области.
В настоящий момент в Думе осуществляется мониторинг правоприменения следующих нормативных актов:
- Законов Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» и от 12.02.2007 № 10-з «О залоговом фонде Ярославской области»;
- Закона Ярославской области от 15.10.2014 № 54-з «О внесении изменений в статью 3 Закона Ярославской области «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области»;
- Закона Ярославской области от 23.12.2013 № 74-з «О нормативах бюджетного финансирования образовательных организаций»;
- Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-з «О транспортном обслуживании населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области»;
- Закона Ярославской области от 28.06.2013 № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области»;
- Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области»;
- Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Важной функцией законодательного (представительного) органа государственной власти региона является осуществление депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти Ярославской области.
На основании положений Устава Ярославской области Дума заслушала и приняла решение по очередному ежегодному отчету Губернатора Ярославской области о деятельности Правительства Ярославской области; рассмотрела ежегодный отчет начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о деятельности полиции, состоянии правопорядка на территории Ярославской области; заслушала отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области за 2014 год.
Депутаты не только контролировали деятельность органов государственной власти региона, но и давали оценку результатам работы лиц и организаций. В отчетном году за заслуги перед Ярославской областью произведено 1 награждение Почетным знаком Ярославской областной Думы «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма», 4 награждения Почетным знаком Ярославской областной Думы «За вклад в развитие Ярославской области»; 102 гражданина и организации, осуществляющие деятельность на территории региона, награждены Почетными грамотами Ярославской областной Думы, вручено 649 Благодарственных писем Думы.
По сведениям приемной Думы по обращениям граждан, за отчетный период в Думу поступило 236 обращений граждан; более 11 тыс. граждан обратились в депутатские приемные.
В отчетный период на обеспечение деятельности Думы из областного бюджета выделялись средства на основании Законов Ярославской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Фактическое исполнение расходов областного бюджета за четвертый квартал 2014 года и два квартала 2015 года в части обеспечения деятельности Думы характеризуют следующие данные:
тыс. рублей
Наименование расходов | 4 кв. 2014 год | 1-3 кв. 2015 г. | Всего | |
1. | Центральный аппарат3 | 31 470,7 | 78 391,9 | 109 862,6 |
2. | Председатель Думы | 658,1 | 1 890,1 | 2 548,2 |
3. | Депутаты Думы | 16 121,1 | 46 153,6 | 62 274,7 |
4. | Всего | 48 249,9 | 126 435,6 | 174 685,5 |
Необходимо наметить ближайшие задачи работы Думы. В первую очередь необходимо сконцентрироваться на областном бюджете на 2016 год. Рассмотрение и принятие основного финансового документа, вполне вероятно, будет проходить в непростых экономических условиях, однако баланс между доходами и расходами должен быть соблюден. При этом одной из основных задач Думы должно стать сохранение в полном объеме областных социальных обязательств и гарантий для наименее обеспеченных категорий граждан.
Кроме того, нужно продолжить внедрение новых механизмов в рамках совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений. В том числе - проработать вопрос более активного вовлечения рядовых граждан в процесс формирования расходной части бюджета: через органы местного самоуправления, общественные палаты, общественные организации. Как вариант, можно внедрить элементы так называемого «партиципаторного бюджетирования», призванного расширить рамки участия граждан и муниципалитетов в бюджетном процессе путем созыва специальных комиссий, которые занимаются распределением выделенных им средств. Успешный опыт реализации подобных принципов в ряде субъектов РФ имеется.
Особое внимание стоит уделить вопросам экономики региона. Развитие экономики – это фундамент для преодоления кризисных явлений и дальнейшего роста. Развитие современной экономики заключается в многоплановом процессе, охватывающем рост экономики в количественном масштабе, создание отрасли инновационной экономики и технологического бизнеса, что в конечном итоге влечет за собой увеличение региональной налоговой базы и повышение уровня жизни населения.
Рост экономических показателей во многом зависит от эффективности государственного регулирования экономики на уровне субъекта Российской Федерации и эффективной политики региональных государственных институтов.
Необходимо учитывать положительный опыт 2015 года - Года промышленности в Ярославской области - и продолжить на законодательном уровне стимулирование мероприятий, призванных стать дополнительным импульсом к развитию региональной индустрии. Также следует продолжить оказывать поддержку и аграрному сектору, производственные показатели которого более чем достойно выглядят на фоне регионов Центрального федерального округа. В последнее время в регионе значительное внимание уделяется и развитию инфраструктуры, что также является позитивным моментом. При этом необходимо чутко и оперативно реагировать на реальные и насущные запросы населения. Поэтому не исключено, что в ближайшее время часть акцентов будет переориентирована с так называемой «опорной сети» на муниципальные дороги и благоустройство территории населенных пунктов.
В связи с этим представляется актуальной разработка областного закона «О наказах избирателей», что должно способствовать развитию общественного самоуправления, гражданской инициативы, публичности и гласности в деятельности народного представительства, укреплению связей между избирателями и их депутатами.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Примечания:
1 Кроме того, в качестве законов Ярославской области принято 14 законопроектов, внесенных до октября 2014 года.
2 В том числе 1 законопроект, внесенный до октября 2014 года.
3 Включаются расходы на обеспечение деятельности аппарата Думы и депутатов Думы в части зарплаты помощников депутатов, оборудования и организации рабочих мест депутатов и зала заседания, информационного обслуживание депутатов.
Также в разделе