Ярославская областная Дума
седьмого созыва
Постановление
от |
26.10.2021 |
|
№ |
290 |
Об отчете о работе комитета
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам и налоговой
политике за прошедший период
(октябрь 2020 года – сентябрь 2021 года)
Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Утвердить прилагаемый отчет о работе комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике за прошедший период (октябрь 2020 года – сентябрь 2021 года).
2. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
Постановлением
Ярославской областной Думы
от 26.10.2021 № 290
О Т Ч Е Т
о работе комитета Ярославской областной Думы по бюджету,
финансам и налоговой политике за прошедший период
(октябрь 2020 года – сентябрь 2021 года)
Комитет Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике (далее – комитет) образован Постановлением Ярославской областной Думы (далее – Дума) седьмого созыва от 25.09.2018 № 199 «Об образовании комитетов Ярославской областной Думы седьмого созыва».
В соответствии с Постановлением Думы от 25.09.2018 № 200 «О составах комитетов Ярославской областной Думы» в состав комитета входили 9 депутатов Думы (далее – депутат), из них 8 работали на профессиональной постоянной основе.
Свою деятельность комитет осуществлял в соответствии с Регламентом Думы, вопросами ведения комитета, программой законопроектной работы Думы на текущий год и утвержденными в соответствии с ними планами работы комитета, а также поручениями Думы.
Основными формами работы комитета являлись: регулярное проведение заседаний комитета, заседаний рабочих групп, совещаний с привлечением заинтересованных лиц и представителей Правительства Ярославской области, руководителей и сотрудников подразделений федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Ярославской области.
Ранее созданный в целях координации деятельности комитета и его взаимодействия с органами государственной власти Ярославской области, федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, хозяйствующими субъектами, общественными, научными и иными организациями Ярославской области для подготовки решений по вопросам, относящимся к ведению комитета, экспертный совет при комитете продолжил свою работу в отчетном периоде. В октябре 2020 года в состав экспертного совета при комитете Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике были внесены изменения. Члены экспертного совета получали всю необходимую документацию и принимали участие в заседаниях комитета и заседаниях рабочих групп.
С октября 2020 года по сентябрь 2021 года комитетом было проведено: 16 заседаний, из них 7 – внеочередных и одно выездное в Угличский муниципальный район, 2 заседания рабочих групп, 10 совещаний по различным вопросам.
За это время комитет рассмотрел 54 вопроса с принятием соответствующих решений и внесением проектов постановлений Думы.
В числе вопросов, рассмотренных комитетом, основное место занимали проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование отношений в сфере бюджетного и налогового законодательства Ярославской области.
В отчетном периоде велась работа по уточнению редакции Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», дважды комитетом рассмотрены законопроекты о внесении изменений в бюджет на 2020 год, связанные с необходимостью корректировки показателей в ходе его исполнения, и в связи с приведением указанного закона в соответствие с федеральным законодательством.
Наиболее важной и значимой в деятельности комитета следует отметить работу над проектом закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
До внесения в Думу этого законопроекта комитет принимал активное участие в проведении депутатских слушаний на тему «Об исходных данных к проекту областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», подготовке рекомендаций по итогам указанных слушаний, а также в проведении совещаний по рассмотрению прогнозных показателей проекта областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ярославской области, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов считали необходимым принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и снижение уровня государственного долга, с целью создания условий для социальной и экономической стабильности в Ярославской области. Основными целями бюджетной и налоговой политики Ярославской области при формировании бюджета области считали увеличение доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, решение текущих задач и задач развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года.
Четыре раза в 2021 году комитетом рассмотрены и Думой приняты законы Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Эти изменения были подготовлены в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в текущих экономических условиях и реализации мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, в том числе с учетом решений органов государственной власти Российской Федерации, Ярославской области и предложений, внесенных депутатами Думы.
На заседаниях комитета рассматривались информации Правительства Ярославской области об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2020 года, за первый квартал и первое полугодие 2021 года.
В июне 2021 года Думой был принят Закон Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2020 год», ранее рассмотренный на заседании комитета.
На основании статьи 202 Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» Правительством Ярославской области в срок до 1 апреля был представлен в Ярославскую областную Думу сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ярославской области за 2020 год. После рассмотрения профильными комитетами указанных программ комитет подготовил сводный проект постановления, который был принят Думой в июне 2021 года.
Важными направлениями работы комитета также являлось совершенствование законодательства Ярославской области в сфере налоговых и финансово-кредитных отношений.
К числу основных налоговых законопроектов, рассмотренных комитетом, следует отнести:
- «О внесении изменения в статью 7 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения»;
- «О внесении изменения в статью 1 Закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения»;
- «О внесении изменения в статью 11 Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»;
- «О внесении изменений в статью 1 Закона Ярославской области «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»;
- «О внесении изменений в статью 31 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;
- «Об установлении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».
В части совершенствования законодательства в сфере финансово-кредитных отношений в отчетном периоде комитет рассмотрел законопроекты:
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;
- «Об утверждении дополнительного соглашения к соглашениям о предоставлении областному бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов»;
- «Об утверждении дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении областному бюджету из федерального бюджета бюджетного кредита».
Депутаты – члены комитета участвовали в законотворческой работе, вносили на рассмотрение Думы законопроекты и поправки к проектам законов, ряд из которых был принят.
В отчетном периоде депутатами Ярославской областной Думы Гончаровым А.Г. и Александрычевым Н.А. было разработано и на заседании принято Постановление Ярославской областной Думы «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 34643 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Следует отметить работу комитета по рассмотрению заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Ярославской областной Думой:
- «О внесении изменения в статью 34643 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменения в статью 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Комитетом были рассмотрены кадровые вопросы:
- о кандидатурах на должность заместителя председателя комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике;
- о внесении изменения в состав экспертного совета при комитете Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике.
Для организации эффективной и своевременной работы по рассмотрению различных обращений по вопросам совершенствования регионального законодательства была создана и осуществляла свою деятельность рабочая группа по рассмотрению вопросов налогообложения.
В течение года рассмотрены различного рода информации, представленные Правительством Ярославской области, Контрольно-счетной палатой Ярославской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, а также планы работы и отчеты о проделанной работе комитета, Контрольно-счетной палаты Ярославской области. Важное место среди них занимали следующие вопросы:
- информация о результатах деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области по вопросу поступления в бюджетную систему налогов и сборов по Ярославской области с 1 января 2020 года и планируемых поступлениях до конца 2020 года;
- информация Правительства Ярославской области о реализации областной целевой программы «Повышение финансовой грамотности в Ярославской области», подпрограммы «Повышение финансовой грамотности в Ярославской области» и дополнительных мерах по повышению эффективности указанной подпрограммы;
- о правоприменении закона Ярославской области о патентной системе налогообложения за 6 месяцев 2021 года;
- о поступлении налогов от малого и среднего бизнеса (патент и упрощенная система налогообложения) в бюджеты муниципальных образований и областной бюджет за каждый квартал 2021 года в сравнении с аналогичными периодами 2019 и 2020 годов (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения и патент).
Исполнение государственной программы Ярославской области «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» отслеживалось комитетом, информация о ходе ее реализации за первое полугодие 2021 года рассматривалась на плановом заседании в сентябре.
Вопрос «Об эффективности использования региональных и муниципальных ресурсов по выполнению Губернаторского проекта «Решаем вместе!» в 2020 году и планах на 2021 год в Угличском муниципальном районе Ярославской области» рассматривался на выездном заседании комитета непосредственно в Угличском муниципальном районе, с подробным ознакомлением с объектами на местности и живым общением с жителями района.
Следует отметить работу членов комитета по рассмотрению планируемых бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Ярославской областной Думы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также вопросов исполнения сметы расходов на содержание Ярославской областной Думы за 2020 год.
В целях проведения комплексного изучения правового регулирования на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы, в соответствии с решением комитета от 22.10.2019 № 49 комитет проводил мониторинг правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области». Работа комитета по данному вопросу в условиях текущей экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции продолжается.
С октября 2020 года по сентябрь 2021 года постоянно проводился анализ поступивших в комитет законодательных инициатив по вопросам совершенствования федерального законодательства и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В комитет с октября 2020 года по сентябрь 2021 года из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступило 87 проектов федеральных законов, по которым были приняты соответствующие решения.
В отчетном периоде уделялось внимание изучению опыта работы законодательных и исполнительных органов государственной власти регионов Российской Федерации. Были рассмотрены и поддержаны обращения:
- «Об обращении Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину о пересмотре нормативов зачисления акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации и закреплении механизма их распределения между региональными бюджетами в зависимости от численности трудоспособного населения»;
- «Об обращении Законодательной Думы Томской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусову по вопросу наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению коэффициентов территориальности внутри муниципальных образований при установлении размеров потенциально возможного годового дохода по патентной системе налогообложения»;
- «Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу обеспечения долгосрочной устойчивости региональных и муниципальных финансов и повышения самостоятельности регионов».
Всего в комитет за истекший период поступило и было рассмотрено 529 документов.
Важным направлением работы является рассмотрение обращений и предложений отдельных граждан и организаций по вопросам, относящимся к ведению комитета. По каждому обращению принимались соответствующие решения или давались исчерпывающие ответы.
Депутаты вносили проекты решений комитета, проекты постановлений Думы по вопросам, рассматриваемым на заседаниях комитета и Думы.
Члены комитета как представители Думы принимали участие в работе:
- Комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве области (депутаты Гончаров А.Г., Ясинский А.И.);
- межведомственной комиссии по реализации губернаторского проекта «Решаем вместе!» (депутат Гончаров А.Г.);
- межфункциональной группы управления проектом «Реализация инициативного бюджетирования. Поддержка местных инициатив на территории Ярославской области» (депутаты Абдуллаев Ш.К., Гончаров А.Г., Ясинский А.И.);
- координационного совета по демографической политике и формированию здорового образа жизни в Ярославской области (депутат Ершов А.Н.);
- комиссии по назначению губернаторской выплаты специалистам за исключительный личный вклад в решение социальных проблем области (депутат Пивоварова А.А.);
- комиссии по вопросам использования залогового фонда Ярославской области (депутат Абдуллаев Ш.К.);
- координационного совета по делам инвалидов (депутат Ясинский А.И.);
- совета по улучшению инвестиционного климата в Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.);
- конкурсной комиссии по отбору муниципальных образований области для предоставления субсидий на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (депутаты Абдуллаев Ш.К., Ясинский А.И.);
- координационного совета по кадровому обеспечению промышленного роста экономики Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.);
- комиссии по рассмотрению экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Ярославской области и приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.);
- коллегии департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области (депутат Ясинский А.И.);
- комиссии департамента инвестиций и промышленности Ярославской области по предоставлению государственной поддержки в форме субсидий (депутаты Абдуллаев Ш.К., Ясинский А.И.);
- коллегии Контрольно-счетной палаты Ярославской области (депутаты Александрычев А.Н., Гончаров А.Г.);
- коллегии Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.).
Большое внимание комитет уделял повышению качества принимаемых нормативных документов. Все проекты законов Ярославской области, рассматриваемые на заседаниях комитета, направлялись на заключение в правовое управление аппарата Ярославской областной Думы, прокуратуру Ярославской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, а законопроекты, внесенные депутатами Ярославской областной Думы, направлялись на заключение Губернатору Ярославской области. Законопроекты, затрагивающие вопросы налогообложения, направлялись на согласование в Управление Федеральной налоговой службы России по Ярославской области. Законодательные инициативы Ярославской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проектов федеральных законов направлялись на заключение в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. Все поступившие в комитет предложения и замечания рассматривались при доработке законопроектов.
Комитет в ходе своей работы осуществлял постоянный контроль за исполнением принятых решений. Решения, содержащие предложения и рекомендации Губернатору Ярославской области, Правительству Ярославской области, иным государственным органам, органам местного самоуправления, направлялись им для рассмотрения. Полученные ответы доводились до сведения заинтересованных лиц. По мнению членов комитета, контроль за исполнением законодательства Ярославской области является необходимой составной частью результативной работы комитета и Думы в целом.
В своей работе комитет тесно взаимодействовал с другими комитетами Думы, Контрольно-счетной палатой Ярославской области, департаментом финансов Ярославской области, департаментом экономики и стратегического планирования Ярославской области, департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, управлением Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами, Управлением Федеральной налоговой службы России по Ярославской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, соответствующими комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
За истекший период депутаты – члены комитета активно участвовали в его работе, обеспечивали необходимую явку, внимательно изучали все предоставленные материалы комитета и принимали взвешенные решения. В заседаниях комитета также принимали участие депутаты, не являющиеся его членами. Все это способствовало глубокому и всестороннему анализу законопроектов и иных документов, представленных в комитет для рассмотрения.
За период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года комитетом внесено для рассмотрения Думой 50 проектов постановлений Думы, 21 проект законов Ярославской области.
В целом за отчетный период комитет провел интенсивную законотворческую работу. Принятые решения обеспечили надлежащую правовую среду для реализации политики органов государственной власти Ярославской области в сфере налоговых, бюджетных и финансово-кредитных отношений.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Участие в заседании «круглого стола» на тему: «Полномочия субъектов РФ в области законодательства о налогах и сборах как инструмент развития экономической самодостаточности» (в режиме ВКС)